Что расскажут о человеке его любимые фразы. Что можно узнать о человеке по его речи? (конспект урока) Как речь определяет характер человека
По речи человека, по тому как и о чем, и что он говорит, легко можно вычислить человека, его характер, его мотивы, и его отношение к вам.
«КАК» и «ЧТО» мы говорим?
Цель этой статьи не столько научить вас следить за речью другого человека, сколько научить вас следить за собственными словами. Всегда легче критиковать кого-то и не замечать собственные недостатки. Будьте внимательны при чтении, возможно вы распознаете себя.
1.Синдром «владения искусством общения»
Люди, которые действительно хорошо подготовлены, точно знают, что сказать другим. Они не скупятся добрые слова, любезности и проявление симпатии. Они искренни, и реакции неподдельны и идут от сердца.
Они честны и не должны доказывать правдивость своих слов. Они думают прежде чем говорят, и поэтому никогда не говорят бестактностей. Они всегда понимают, что говорят и к кому обращаются. Они говорят то, что думают. Они говорят лаконично, по существу и понятно. Их слова не имеют скрытого смысла, и их невозможно неправильно истолковать.
Они думают не столько о себе, сколько о человеке, с которым беседуют. Это делает их хорошими слушателями. Они больше стараются проявить интерес к другому, чем произвести на него впечатление.
Люди, владеющие искусством общения, не нуждаются в том, чтобы всегда находиться в центре всеобщего внимания. Они уверены в себе, и им не нужно ничего никому доказывать.
2.Синдром «я шучу»
Когда человек говорит вам что-нибудь ироническое или грубое и сразу же добавляет: «Я шучу!», — он выдает себя с головой. Хотя «шутники» могут возразить, что просто хотели немного позабавиться и вам нужно легче ко всему относиться, на самом деле они обнаружили свою враждебность или зависть по отношению к вам.
Люди, дразнящие других подобным образом, также бессознательно пытаются изменить такое развитие событий, которое заставляет их чувствовать себя плохо (например избыточный вес или возраст). Они относятся к типу людей, которые не способны достойно переносить неприятности и скрывают свое плохое к вам отношение под маской не очень приятного юмора. На самом деле этот юмор сигнализирует о том, что человек с трудом сдерживает свое недовольство вами, собой и жизнью.
3.Синдром «те, кто не понимает, что говорит»
Дело вовсе не в том, что эти люди недостаточно умны, они могут просто не учитывать некоторых моментов или вовсе их не знать и в результате попадают в ироничные ситуации, возникающие у них на работе, в общественном месте или в семье. Они могут просто отстать от времени и современного прогресса, или не быть в курсе происходящих событий, или из-за элементарного невежества, или пользоваться сленгом, или употреблять ругательства, потому что обладают недостаточным словарным запасом.
Ограниченность словарного запаса указывает на то, что человек очень сильно отстал в своем развитии и плохо понимает насколько изменился мир вокруг него.
4.Синдром «спорщика»
Люди, которые обожают поспорить, не уверены в себе, постоянно ощущают угрозу и пытаются укрепить свое положение, возражая другим и при этом предоставляют им дополнительную информацию. Ставя других в неловкое положение, эти люди манерой своей речи показывают, что они вас не уважают. Они видят в вас опасного конкурента и не любят вас или боятся!
Этот тип поведения обычен для близких по возрасту братьев и сестер, которые часто опровергают то, что один из них говорит для того, чтобы его сконфузить. Такое нередко случается и браках, в которых супруги постоянно борются друг с другом.
5.Синдром «любителя испортить другим настроение»
Тот, кто любит портить другим настроение, похож на спорщика тем, что также не уважает, боится вас или очень завидует. Эти неуверенные в себе люди должны лишить душевного равновесия другого, чтобы збодриться самим. Для хорошего самочувствия они должны ощущать свою власть и возможность влиять на других.
Эти люди сами недовольны жизнью и поэтому не хотят, чтобы ею были довольны другие, и стараются испортить им настроение. Особенно им нравиться расстраивать вас в присутствии других, поскольку это позволяет им чувствовать себя еще более влиятельными. О чем бы вы им ни рассказали, вы никогда не дождетесь от них одобрения, они всегда будут недовольны и сумеют найти на солнце пятна.
Они будут говорить с вами и о вас, вместо того, чтобы разговаривать с вами. Их не слишком интересует, что вы хотите им сказать, потому что они предпочитают монолог. И чтобы вы ни сказали, им обязательно нужно показать свое превосходство или испортить вам настроение.
6.Синдром «болтуна»
«Замолчи! Да замолчи же ты наконец!!!» — так и хочется иногда сказать некоторым «ораторам».
Люди, которые просто не могут замолчать, не умеют общаться с другими. И хотя сначала их разговорчивость кажется очаровательной, она определенно начинает утомлять уже через час, максимум два. При этом их обычно нисколько не интересует, есть ли у другого человека время на разговоры.
Болтунов бывает очень трудно отогнать от телефона. Они не понимают, как их постоянная болтовня раздражает окружающих: они слишком поглощены собой, чтобы это заметить. Их просто нельзя заставить молчать, потому что они начинают ощущать дискомфорт и впадают в панику. Они говорят чтобы подбодрить себя или успокоиться. Болтовня отвлекает их от проблем и неприятностей, с которыми им приходится сталкиваться.
7.Синдром «сплетника»
Люди, которые плохо отзываются о других, неуправляемы. Они хотят чувствовать свою власть, сплетничают, потому что недовольны своей жизнью. Сплетники часто бывают подлецами и лгунами и втираются к вам в доверие только для того, что-то о вас разузнать и потом передать эту информацию другим. Они не умеют хранить секреты и сразу же разнесут по свету любую информацию, которой вы с ним поделитесь.
Большинство сплетников завистливы, считают других своими соперниками и думают только о том, как бы обидеть или вовсе разрушить их жизнь. Сплетня - их способ словестно уничтожить человека, с которым они состязаются. При этом, часто это состязание они навязывают сами!
Поскольку эти завистливы, они пойдут на все, чтобы подорвать вашу репутацию, предав огласке сведения личного характера, которые вы бы хотели утаить.
Всегда помните! Тот, кто сообщает вам информацию о других, обязательно также передает другим информацию о вас!
8.Синдром «вмешивающихся не свои дела»
Как и у сплетников, в жизни этих людей мало что происходит, и поэтому они хотят узнать как можно больше о вашей. В большинстве случаев они ревниво относятся к успехам других и очень любят манипулировать людьми, но в то же время грубы и не заботятся о чужом мнении. Они без стеснения вторгаются в чужую частную жизнь и никогда не бывают удовлетворены полученными ими ответами. Им всегда хочется сунуть свой нос в ваши дела еще дальше. Они застают вас врасплох и заставляют перейти к обороне. Вы чувствуете себя обязанными отвечать на их нескромные вопросы.
Поскольку большинство людей личных вопросов не задает, вы,как правило, не готовы к тому, чтобы на них отвечать, и поэтому машинально сообщаете им то, о чем они хотели бы узнать. Позже вы будете страшно винить себя и очень удивляться,зачем же вы это рассказали, но вы не виноваты, просто им удалось все у вас выведать, потому что они действовали неожиданно грубо, прямолинейно и нагло.
9.Синдром «расскажу все»
Есть люди, которые рассказывают вам абсолютно все, не важно, хотите ли вы этого или нет. Эти люди очень не уверены в себе, у них отсутствуют сдерживающие центры и чувство меры. Желая наладить с вами контакт и дружеские отношения, они делятся подробностями своей личной жизни, не замечая, что на самом деле этим от себя только отталкивают. Зачастую они выставляют себя на посмешище перед теми, кому все рассказывают.
Эти люди в своем психологическом развитии остановились на уровне двух-пятилетнего ребенка, который охотно сообщает всем окружающим абсолютно все: что он кушал и как сидел на горшке. Но как только дети достигают школьного возраста, они быстро начинают понимать, что существуют такие ситуации, например, то,что они делают в ванной, которые ни с кем обсуждать нельзя! Узнают от своих сверстников и учителей, что некоторые темы являются сугубо личными. Если же люди, повзрослев, продолжают делиться с окружающими подробностями своей личной жизни, это значит, что они ищут того же одобрения, которое они получали в детстве.
10.Синдром «любителя увиливать»
Когда люди говорят обиняками и долго не переходят к главному, возникают недоразумения, и повинны в этом чаща всего оказываются не мужчины, а женщины.
Когда люди выражают простейшие вещи крайне замысловатыми словами, они могут нанести своим отношениям с другими непоправимый урон. Люди, которые любят увиливать, обычно бывают хилыми, всего бояться и терпеть не могут создавать проблемы, при этом именно их и создают. Любители увиливать думают, что выражаются предельно доходчиво, но они ошибаются. Они предпочитают сохранять статус-кво и редко когда выступают инициаторами каких-либо существенных перемен.
11.Синдром «излишней прямолинейности»
Прямо переходить к делу очень хорошо, но бывают люди, которые переходят к делу слишком быстро, пренебрегая при этом дипломатией. Такие люди обычно не понимают, какое впечатление их слова могут произвести на других.
Они не видят ничего особенно в том, чтобы сказать прямо сказать человеку, что он не прав или что он никому не нравится. Или они недостаточно усвоили основные правила поведения в обществе, или же у них сохранилась детская психология. Обычно у детей что на уме, то и на языке, они не задумываются о последствиях, которые могут иметь их слова, и им ничего не стоит закричать в общественном месте, что кто-то жирный и вонючий.
Эти люди правдивы, но в мире взрослых из безжалостная правдивость способна стать причиной разрыва отношений. Во многих случаях это делается намеренно. Они могут быть хулиганами, которые используют свою прямолинейность как средство устрашения, способной заставить людей делать то, что им нужно.
12.Синдром «самоуничижения»
Люди, склонные к самоуничижению, живут в страхе, причем в основном они опасаются своей собственной тени. Эти люди постоянно перед всеми извиняются, даже за то, что они не сделали.
Люди, которые так себя ведут, страдают от недостаточного самоуважения и не любят создавать проблемы. Обычно им никогда не удается преуспеть в жизни, потому что они не предъявляют претензии на то, что принадлежит им по праву. Они позволяют другим себя третировать. И даже если люди предлагают им свою поддержку и говорят любезности, они все равно умудряются принизить свои заслуги. С ними бесполезно разговаривать, потому что они слишком заняты самоуничижением, чтобы позволить вам их подбодрить. Они ни за что не примут как должное чью-либо похвалу, даже вполне заслуженную. Что они действительно умеют, так это придумывать отговорки.
Эти люди не выносят когда их осуждают, однако сами оценивают других критично. По существу, такие люди относятся к другим также критично, как и к самим себе.
13.Синдром «а я не знаю»
На свете бывают люди, которые боятся совершать поступки, брать на себя ответственность, в том числе и выразить свое собственное мнение, чтобы кого-нибудь не обидеть. Редко способные занять какую-то позицию, эти люди склонны к самоуничижению и не любят создавать проблемы. К тому же они обычно боятся людей и жизни в целом. На вопросы в их сторону они как правило отвечают: «а я не знаю, а как вы сами считаете?». Стараются переложить груз забот и проблем на чужие плечи.
Эти люди склонны поддакивать и принимать позицию тех, кто окажется сильнее в той или иной ситуации, создавая при этом перевес сил в ту или иную сторону. Таких как правило часто используют в спорах и конфликтах для достижения своих целей другие люди. Такая модель общения характерна для ограниченных людей, которые чувствуют себя неуверенно, испытывают страх и придерживают информацию. Из-за этого они не вызывают у других большого доверия, не говоря уже о том, чтобы пользоваться популярностью. Если вы хотите общаться с такими людьми, то должны дать им возможность поддерживать с вами обратную связь, дать им высказаться и выслушать их.
14.Синдром «лжеца»
Неискренних людей можно определить как по их словам, так и по внешнему виду. Они могут колебаться перед тем, как сказать, и с трудом подбирают слова, чтобы выразить то, что собирались. Они могут также без конца перемежать свою речь разными звуками и мычанием типа: «гм», «э-э-э», «м-м-мда» и т.д. Часто эти повторы и колебания появляются, когда люди, говорящие неправду, слышат неожиданный вопрос или ответ. Возможно, они просто не успели заранее придумать ту ложь, которую теперь собираются сказать.
Еще один признак синдрома лжеца — излишняя щедрость на комплименты (больше похоже на лесть). Если человек так и осыпает вас комплиментами (как мы это любим!), велика вероятность того, что он питает в отношении вас неблаговидные намерения. Людям, которые так поступают, всегда что-то от вас нужно.
Во многом на «синдром лжеца» похож «синдром любителя пофлиротовать». Такие люди манипулируют другими, чтобы понять, кого они способны завлечь и как далеко с ними могут зайти. Эти люди получают удовольствие от того, что дразнят вас всевозможными сексуальными намеками и обещаниями, которые, однако, не имеют никакого продолжения (обычно хорошо получается у женщин). Они обещают, что позвонят, и никогда этого не делают. Они просто хотят узнать, сколько людей находят их сексуально привлекательными и неотразимыми, а заодно пополнить собираемую коллекцию.
Такие люди живут в постоянном страхе, что кто-то узнает о них правду. Они неуверенны в себе и должны постоянно доказывать себе свою значимость, пытаясь манипулировать другими.
15.Синдром «сленга»
Люди, которые разговаривают на сленге, делают это, чтобы не отстать от других. Используя новомодные выражения, они показывают вам, какие они крутые. Люди, которые употребляют много сленговых выражений, испытывают страстное желание быть частью какой-то группы. Они разговаривают особым образом, чтобы не допускать других в тот воображаемый круг, к которому, по их мнению, они принадлежат.
Вся беда в том, что пытаюсь выглядеть стильно и современно, они никогда не могут полностью достичь своей цели,ведь сленг меняется буквально ежеминутно и человек с таким синдромом всегда оказывается позади.
16.Синдром «нытика»
Эти люди, судя по их словам, настоящие жертвы, перед которыми все вокруг в чем-то виноваты! Они постоянно стонут и жалуются на все и на всех, они постоянно всем не довольны, им практически нельзя угодить. Их разговоры сводятся к тому, что все их обижают или они предчувствуют что-то нехорошее. Идет ди речь об их здоровье или отношениях с другими людьми, они всегда умоляют о помощи, чтобы привлечь к себе внимание. ОДНАКО!!! Когда кто-то пытается оказать им помощь, они редко реагируют на это предложение. Они ничего не ценят и склонны к разрушению.
Часто они напоминают воинов, которые всегда в строю, но живут прошлым. Эти люди вечно находящиеся в депрессии способны заразить своей тоской кого угодно. Стоит вам поговорить с ними хоть немного, и ваша энергия моментально иссякнет.
Люди этого типа являются мощными ЭНЕРГОВАМПИРАМИ.
17.Синдром «словестного провокатора»
Словестный провокатор, или тот, кто интересуется чужими делами, старается испортить вам настроение, лишив вас душевного равновесия. Такие люди находят удовольствие в том, чтобы специально говорить вам вещи, которые могут выбить вас из колеи. Они несчастливы сами и стараются сделать такими же несчастными других людей. Они постоянно делают разные намеки и мутят воду. Вы можете быть счастливы в браке и совершенно уверены в своих друзьях, но стоит вам послушать этих интриганов, и отношения вам кажутся не такими уж безоблачными, вы начинаете необоснованно кого-то в чем-то подозревать, становитесь агрессивными и создаете конфликты! На ровном месте!!!
Это несносные, двуличные, скрытные люди, которые радуются чужой беде. Они обожают совать свой нос в ваши дела и давать советы. Это ваши враги, которые намеренно говорят вам гадости, чтобы испортить вам настроение и отравить вашу жизнь.
18.Синдром «ворчуна»
Эти люди по свой сути контролеры. Они хотят удостовериться в том, что все сделано, и поэтому спрашивают вас об этом снова и снова. Они постоянно надоедают вам, чтобы вы все снова проверили и перепроверили. Они терпеть не могут, когда их игнорируют, и добиваются того, чтобы вы их заметили, раздражая вас до тех пор, пока вы не сделаете то, что они вам говорят.
Это властные чудаки, которые очень критичны по отношению к другим. Когда вы в конце концов делаете то, что они хотели, этого все равно оказывается для них мало. Они начинают вас критиковать и говорить, что вы все еще не удовлетворяете их требованиям.
Ворчание — это основная причина того, что супруги разводятся. Это взаимная демонстрация силы, при которой не бывает победителей. Если ворчун перестанет ворчать, то у членов его семьи станет больше тем для разговоров и меньше оснований для грусти или раздражения.
19.Синдром «сквернослова»
Люди, которые в разговоре постоянно употребляют ругательства, делают это для того, чтобы казаться модными или грозными. В ряде случаев это своеобразный защитный механизм, который используется для того, чтобы поставить других в тупик. Если люди любят употреблять одни и те же ругательства, это может их объединять. Сплошь и рядом люди ругаются намеренно, чтобы проверить вашу реакцию и понять, что вы собой представляете. Они могут делать это даже просто из желания кого-нибудь шокировать.
Многие хулиганы или властные чудаки ругаются, пытаясь приобрести власть над другими. Они делают это, чтобы испытать вас. Для них это способ привлечь внимание к своей персоне, доказать свое превосходство и добиться реакции. Как правило вся их власть держится на словах и чувство страха потерять эту власть, заставляет этих людей выбирать еще более угрожающие выражения.
Будьте внимательны к своим словам и выражениям. Научитесь по синдромам понимать тех, с кем общаетесь. И тогда вы сможете избежать многих душевных потрясений, наладить взаимоотношения с теми, с кем казалось бы вообще невозможно общаться.
Встретив человека по одежке, следующую оценку мы даем ему по его словам. Речь о многом может рассказать и помогает определить характер человека. Умение говорить и слушать изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы жить «по понятиям», нужно уметь контролировать свою речь. Там очень трепетно относятся к высказыванию Будды о том, что слово может убить.
Но не все в нашей речи подвластно контролю. Язык, порой, как помело, выдает наружу то, что мы даже не успеваем прежде обдумать. В такие моменты одна реплика, совершенно безобидная, иногда даже ничего не значащая, может рассказать о характере человека очень много.
Но зачастую мы пропускаем мимо ушей такой полезный для изучения характеров наших партнеров материал. Поэтому, продолжая делиться с вами знаниями о разных типах человеческих характеров, сегодня мы расскажем об особенностях речи каждого из десяти эннеатипов.
Напомним, что таких типов существует десять, они называются эннеатипами. И любой человек обладает качествами и талантами одного из них. Эти качества проявляются в нас неосознанно, как бы сами по себе. В речи - это скорость, громкость и способ изложения мысли, а также некие речевые обороты, по которым мы можем прочитать скрытую сущность человека.
Эти обороты принимают форму емких риторических фраз или шуток. Не замечая этого, человек по привычке, не осознанно, очень часто их использует в своей речи. И всего за несколько секунд, если мы обратим на них внимание, они расскажут нам о партнере больше, чем психологические тесты, анкеты, и даже годы совместной жизни или работы.
Первый эннеатип. Вообще Единицы любят уединение и разговоры для них - это целое испытание. Поэтому их речь, интонации и жесты - сухи и скупы. Но разговаривают Единицы быстро. Складывается впечатление, что они сразу желают рассказать все самое важное, чтобы быстрей замолчать и больше не привлекать к себе внимания. Поэтому и мысль Единицы излагают лаконично и четко, избегая лирики, передавая только суть.
Они лучше других знают, как не должно быть, поэтому, выражая свои мысли, в речи часто используют частицу «не». Врожденный негативизм Единиц усугубляется их любовью к английскому юмору и сарказму. Вот фразы, по которым вы можете понять, что имеете дело с Единицей:
- У меня день рождения, слава Богу, никто не пришел.
- Хотите сделать меня счастливым - оставьте в покое.
- Лучшая в мире компания - это я сам.
- Он молчит. Я молчу. Нам хорошо вместе. Мы понимаем друг друга.
- Давайте перейдем к делу.
- Все и так понятно.
- Краткость - сестра таланта.
- Молчание - золото.
- Суета нужна только при ловле блох.
- К сожалению, я перфекционист.
Второй эннеатип. Двойки любят поговорить. О чем? Да хотя бы и о себе! Если на стандартном уровне мышления это будет пустая болтовня и сплетни, то на индивидуальном и гениальном, можно рассчитывать на высокохудожественные импровизации.
Скорость их речи - очень быстрая, темп - энергичный, громкость - высокая, поэтому часто Двоек называют болтунами и болтушками. В диалоге с вами 90% информации будет поступать именно от Двойки. Вам остается просто молчать, поддакивать и изредка задавать вопросы. Вот типичные фразы, которые можно услышать от представителя второго эннеатипа:
- У меня есть еще и такой вариант.
- Давайте набросаем несколько идей и выберем лучшую.
- Послушай, что я придумал.
- Посмотри, как я умею.
- Ты меня любишь? Я тебя люблю.
- Выбери, что тебе больше нравится.
- Я нашел лучшее решение.
- Давай быстро пробежимся по тем вариантам, которые придумали.
- Что я могу для тебя сделать?
- Я здесь нужен?
- Спасибо, я справлюсь сам.
- У меня все в порядке! Лучше всех!
Третий эннеатип. Особенностью Троек является их врожденное стремление изображать других. Поэтому, копируя тот или иной образ, они в точности будут передавать жесты, мимику, стиль одежды, и особенности речи «оригинала».
Но именно в речи они себя ведут как истинные Тройки, когда прямо или косвенно говорят лишь о себе. Даже если Тройка научится прятать выпирающее слово «я» и начнет говорить о деле своей жизни, то будьте уверены: это дело является частью его «я». Стив Джобс, классическая Тройка, вряд ли случайно назвал свои творения iPhone и iPad.
И еще Тройки часто говорят о том, как важно выглядеть на все сто. Для них образ - это все. Вот типичные фразы, которые можно услышать от Троек, в каком бы образе они в данный момент не находились:
- Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?
- Я - само совершенство.
- Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.
- Встречают по одежке.
- Они не достойны меня и не способны оценить меня по достоинству.
- Я достоин лучшего.
- У меня все прекрасно. Что нужно сделать, чтобы было еще лучше?
- Как я сейчас выгляжу?
- Я выбираю только лучшее.
- Главное, чтобы костюмчик сидел.
- Самое важное в обществе - это правильно себя подать.
Четвертый эннеатип. При общении с Четверками у вас может возникнуть ощущение, что они как бы находятся не здесь, хотя сидят напротив вас и выглядят так, будто внимательно слушают. Заметив это, попытайтесь предположить и почувствовать, где находится в этот момент их внимание.
Если оно в процессе наблюдения за тенью, войдите в эту игру. Например, протяните руку их тени и поздоровайтесь. Или сделайте необычный жест, который изменит фигуру вашей тени, после чего на мгновение остановитесь, обратив внимание на собственную тень. Четверка обязательно оценит ваш ход. Это произойдет потому, что вы заговорили с ней на ее языке.
Своего собеседника Четверки обезоруживают интонациями своего голоса. Их бархатный тон как бы обволакивает вас изнутри и пронзает в самое сердце искренностью и естественностью. Говорят Четверки не торопясь, мысли излагают путанно, перескакивают с одного на другое, теряют нить, начинают все сначала. Вот стандартные реплики, по которым вы можете узнать в человеке Четверку:
- Все, что ни случается - к лучшему.
- У меня тоже получится!
- А что?
- Все гениальное просто. Но просто - не значит примитивно.
- Обыденное мне чуждо.
- Бог дал - Бог взял.
- Почему бы не попробовать это?
- У него это получилось, потому что он умнее, смелее, красивее, удачливее.
- Как бы я хотел быть таким, как ты! Я тоже буду таким и даже лучше!
- Я всех люблю.
- Эврика!
Пятый эннеатип. Пятерки разговаривают, как и ходят, четко, громко и ритмично, помогая себе всем телом. Смотреть предпочитают прямо собеседнику в глаза, чтобы, в случае чего, уличить его в неискренности или обмане. Мысли и чувства обычно выражают просто и прямо, говорят, что думают.
Имеют своеобразное чувство юмора, как бы с задержкой: смеются над шуткой обычно последними, иногда на следующий день. Вот обычные фразы, по которым вы можете узнать классическую Пятерку:
- Давайте взвесим все варианты.
- Решения не должны основываться на голом энтузиазме.
- Я знаю, что ничего не знаю.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Доверяю только серьезным, вдумчивым и глубоко мыслящим людям.
- Почему?
- Возможно ли это? Конечно, возможно, если не исключено.
- Сравните и взвесьте все «за» и «против».
- Быть или не быть?
Шестой эннеатип. Главное отличие Шестерок - упор на логику. Поэтому свои мысли Шестерки излагают четко, внятно, логично и лаконично, без лишней лирики и эмоций.
Шестерки раскладывают окружающий мир по принципу «причина-следствие» и способны создавать длинные и разветвленные цепочки умозаключений, что, отражается и в их способе излагать. Логики умеют думать, рассуждать и говорить последовательно и непротиворечиво. Очень часто от классической Шестерки вы можете услышать такие выражения:
- Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Зачем?
- Исключения нарушают правила .
- Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться.
- Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман.
- Эмоции - ложка дегтя, пустяк, который все портит!
- Чем труднее, тем интересней.
- К вершине - шаг за шагом, или «Как съесть слона?»
- Если меч тебе понадобится всего раз, носи его всегда.
- Я уважаю ваше мнение обо мне. Но мне на него наплевать.
- Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.
Седьмой эннеатип. Вальяжные, спокойные и неторопливые, Семерки всегда видны и слышны, даже в огромной и шумной компании. Они громко произносят все: спичи, тосты, шутки, комплименты. При этом могут нагрубить и нахамить, если социальный статус собеседника ниже «королевского», к которому Семерки относят, конечно же, себя.
Зачастую в их интонациях вы услышите покровительствующие или снисходительные нотки. Вот реплики, по которым вы легко в человеке узнаете Семерку:
- Приятно познакомиться. Царь.
- Гулять, так гулять!
- Жизнь должна приносить удовольствие, только тогда она имеет смысл.
- Делу - время, потехе я посвятил последние полгода!
- Покажите мне проблему, я найду в ней возможность.
- Меня не обязательно любить. Достаточно просто кланяться при встрече.
- Быстрей под папочкино крылышко!
- Я памятник воздвиг себе!
- Слово дал, слово забрал.
- Лень - двигатель прогресса.
- Все, что ты можешь вообразить, реально.
- Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.
- Ситуацию мало уметь использовать, ее надо уметь создавать.
Восьмой эннеатип. Говорят Восьмерки громко, мысль излагают кратко и четко, как будто руководят вами, даже если вы познакомились всего пару минут назад. Стиль их общения сухой и лаконичный. Их речь структурирована и напоминает пункты плана. А если все идет не так, как хотят Восьмерки, ждите придирок, провокаций и раздражения.
Восьмерки не боятся открытых споров и конфликтов. При этом с ними можно договориться: поспорить и отстоять свою позицию, что делает общение с ними продуктивным и конструктивным. Но никакой романтики, чувств и слез в общении с Восьмерками вы не заметите. Чувства - признак слабости, а хороший босс не может быть слабым. Часто Восьмерки выдают себя следующими репликами:
- Если не я, то кто же?
- Не существует неспособных людей.
- Мистер Фикс, у вас есть план?
- Я знаю, чем все это закончится.
- Должно быть все сделано, как я решил.
- Отдыхать будем на кладбище.
- На войне все средства хороши.
- В споре рождается истина.
- Докажи, что ты сильный.
- Я всегда контролирую все.
- Строг, но справедлив.
Девятый эннеатип. Девятки созерцательны, медлительны и ленивы, не терпят суеты, болтливости и торопливости. Поэтому и сами говорят мало и медленно, негромко, как бы, не желая сильно напрягаться. При этом часто забывают упомянуть, казалось бы, важные подробности, детали, нюансы. Но это лишь особенность их способа мыслить абстрактно. Им нужна общая картина, общее впечатление. Детали для Девяток - неважны.
Им проще понять и сформулировать, чего они не хотят, с чем они не согласны. Поэтому отрицательная частица «не» их постоянный спутник в способе выразить свои мысли. Подчёркивает негативизм натуры Девяток и их склонность к черному юмору и сарказму. А вот и фразы, которые могли бы стать девизом на гербе любой Девятки:
- Бесит, когда ты лежишь на софе и занимаешься созерцанием окружающего мира, а тебя называют бездельником.
- Что мне нужно сделать сейчас, чтобы потом я мог спокойно расслабиться?
- Ребята, давайте жить дружно!
- Вам что-то не нравится? Это ваша проблема.
- Весь мир - спектакль, а я в нем - зритель.
- Всегда оставайся собой!
- Я плыву по течению.
- Все считают меня неконфликтным человеком. Но они не знают, что мне просто лень отвечать на тупость некоторых людей.
- Упрямство - дорога к успеху.
- Главное - не выдохнуться на разминке.
- Мне ничего не надо.
- Не сейчас. Потом как-нибудь.
- Мне все равно.
Десятый эннеатип. Десятки знают, что не бытие определяет сознание, а наоборот. Поэтому на первом месте у них всегда чувства, идеи, мысли и энергии. Десятки говорят энергично и быстро, как бы желая не отстать от своих идей и фантазий, излагают мысли путанно и эмоционально, те кажутся невероятными или непонятными.
Тем не менее, они, как магниты, притягивают к себе других людей. Реплики и фразы, по которым вы безошибочно узнаете в человеке Девятку:
- Я не такой, как все!
- У меня хотя бы была мечта.
- Вы никогда не угадаете, сколько мне лет!
- Мир прекрасен! О Боже! Какая красота!
- Интуиция - наше всё!
- Делать нужно только то, что приносит счастье.
- Эпатаж - это я.
- Взрослые не умеют радоваться жизни. Поэтому я - большой ребенок.
- Что угодно, только не рамки.
- Я не боюсь ничего, кроме предательства.
- Я верю в чудеса, магию и волшебство.
- У меня табу на грустных и скучных.
- Перепады настроения - это так гадко… это так здорово… это так ужасно… это так забавно!
И помните, что приведенные фразы - всего лишь обобщения. В каждом конкретном случае они могут быть выражены другими словами. Но смысл останется тот же.
Приятных вам открытий после внимательного «прислушивания»!
Проблемный очерк
Речь ‒ визитная карточка человека. Так ли это? Действительно ли слова способны раскрыть человека, выявляя его черты характера, особенности, поведение? Ответ на этот вопрос берет начало в далекой древности, скрытой от нас прочной стеной времени.
Еще древние мыслители задумывались о значимости речи. Так, Сократ однажды сказал молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Без слов человек закрыт, «невидим для других». Действительно, составить верное представление о человеке лишь по внешнему облику кажется делом невероятно трудным, весь внешний облик лишь обложка закрытой книги, ключом к которой является речь.
Речь являет отражением внутренних установок и характера человека. Многие опытные руководители и психологи знают, что по тому, как человек изъясняется можно сказать, что это за человек, какова его стратегия поведения и как он будет взаимодействовать с другими людьми. Оказывается, мы, общаясь в друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед аудиторий, не только передаем информацию об интересующем нас предмете, но, сами того не замечая, рассказываем о себе. Как же это происходит?
Эрудиция и интеллект могут быть в известной степени оценены содержательностью речи и предполагают, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек. Оценивая речь, собеседник обращает внимание на красоту и организованность речи, на построение фраз, логическую связь между предложениями. Даже одну и ту же мысль мы можем донести до слушателя по-разному! Например, даны три высказывания: «Седня холодно, вот черт», «К моему крайнему неудовольствию, погода довольно холодная, так низко температура не опускалась с января 2005 года», «Воистину русская зима! Как говорил Пушкин: «Мороз и солнце…». Проанализировав три высказывания, мы видим, что первое принадлежит, вероятно, подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует наличие разговорной лексики, примитивно построенные предложения. Речь второго построена грамотно, правильно и подкреплена фактами, из чего можно сделать вывод, что говорит взрослый, эрудированный человек, склонный к несколько занудной точности, излишней наукообразности, ну а третий дополняет свою речь отрывком из знаменитого стихотворения, чем показывает свое культурное развитие или претензию на нее.
Более того, наша речь рассказывает о наших чувствах, выдает эмоции, которые мы порой не можем сдержать. Психолог Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:
Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
Заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
Сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину,
потребность
в ясности;
- нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.
Значит, просто говорить умными фразами еще не является залогом успеха! Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связно, не нарушая без причины плавную текучесть голоса. Вероятнее всего, вы заметили, что голос человека сам по себе может привлекать или отталкивать слушателей. Это действительно так. Оглянитесь в свое прошлое, присмотритесь к людям, прислушайтесь к чувствам, которые у вас вызывает голос оратора, и вы поймете, что звучание голоса имеет большое значение. Крикливый директор будет отпугивать персонал и не достигнет успеха, в то время как обладатель мягкого, приятного голоса будет притягивать публику.
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе много информации не только о предмете обсуждаемой темы, но и о нас самих. По разговору мы можем узнать о психологическом состоянии человека, о его культуре, эрудиции и интеллекте. Может, нам стоит задуматься об этом? Я считаю, что мы должны совершенствовать свою речь и следить за тем, как мы говорим, ведь речь – это действительно наша визитная карточка.
Корепанова Елизавета, 10 класс, 2013
Информацию о свойствах говорящего, содержащуюся в его устной речи, условно делят на смысловую и личностную. Первая – это совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении. Она обычно свидетельствует об общем развитии говорящего, его взглядах, наличии у него определенных, в том числе профессиональных, познаний, а также о знании им событий, фактов или обстоятельств, известных лишь узкому кругу лиц.
Личностная информация более ценна. Она – языковое выражение содержания и структуры устного высказывания, отражающее стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего, т.е. те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта. Личностная информация отражает также черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, позволяя сделать диагностические суждения об особенностях личности говорящего.
Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода (мой-моя, получил-получила, рад-рада и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны по отношению к излагаемым фактам, они чаще употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде «ужас», «стыд», «шок» и т.д. Мужчины же выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.
Начиная с крика новорожденного и кончая старческой речью, человеческий голос претерпевает длительный процесс изменений, сопровождающийся резкими превращениями, связанными как с закономерностями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняется не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр. Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в голос мужчины – баритон или даже бас. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости легких, понижения их эластичности сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.
Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые же люди проявляют осторожность в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.
Об образовании и степени культуры человека можно судить, исходя из использованного им словарного запаса, полноты и детализации выражения мысли, речевых приемов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также от произношения.
Лексические признаки устной речи – это совокупность слов, выражений и оборотов, употребляемых для изложения своих мыслей. Так, литературность устной речи, наличие профессиональных и технических терминов указывают на образование и степень культуры человека. Лица, владеющие богатым словарным запасом, как правило, выражают свои мысли емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации словами. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов, отличающихся недостаточными выразительностью и последовательностью, и довольно примитивных.
Диагностические исследования фонограмм устной речи проводятся с целью определения некоторых физиологических и анатомических характеристик человека. Например, по шепелявости и гнусавости в речи выявляются такие заболевания нервной системы, как парез и афазия, а по тембру голоса – рост и объем грудной клетки человека.
Шепелявость – отсутствие правильной артикуляции при произнесении звуков «с» и «з» чаще всего – следствие дефекта в строении челюстей и зубов или недостатка слуха, который не позволяет контролировать собственную речь. Гнусавость – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произнесение звуков речи – обычно обусловлена дефектами нёбно-глоточного затвора, искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.
Парез – заболевание, при котором ослабляются двигательные функции речевого аппарата. При нем затрудняется артикуляция отдельных звуков, в которой активную роль играет язык: «ч», «р», «щ» «ж», и др. Афазия – заболевание некоторых участков головного мозга, влекущее расстройство речи. При афазии может разрушаться сама структура слова, затруднен переход от одного слога к другому. Очень заметны ограниченный запас слов, медленный темп речи, частые паузы. Эти признаки особенно четко проявляются при волнении.
Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость его анатомии и физиологии с устройством речеобразующего аппарата и речевой деятельностью.
Суждение о месте рождения или длительного проживания человека. В последнее время вследствие повышения уровня образования люди стали говорить все более близко к нормам литературного языка. Однако в разговорной речи довольно часто продолжают наблюдаться особенности диалекта, который отражает специфику определенной местности. Более того, человек, владеющий литературным языком, в состоянии стресса или эмоционального возбуждения проявляет признаки диалекта, характерного для местности, где он учился говорить или долго проживал.
Термином «диалект» (от греческого dialektos – разговор, говор) обозначаются местные речевые особенности языка, распространенного на большой территории. Диалекты различаются тем резче, чем дальше территориально друг от друга находятся носители языка, в то время как в речи жителей смежных районов наблюдаются общие признаки бытующих там диалектов.
Диалектные особенности говорящего включают лексический фонд (слова, фразы), грамматические формы (склонения, спряжения, сочетания слов, фонетический строй и др.), а также просодические признаки (интонация, ударение, темп речи, акцент).
Территориальные диалекты разграничиваются местом их распространения. В одном районе или городе не может быть больше одного территориального диалекта. Особенности конкретного территориального диалекта наиболее ярко выражаются в лексическом фонде. Определенные слова одного диалекта не встречаются в других, в различных диалектах одинаковые слова употребляются в разном значении. Особенности территориальных диалектов проявляются также в лексике и фразеологии, грамматических формах и просодических признаках речи.
Особое значение имеет интонация, включающая совокупность следующих элементов: мелодику (изменение основного тона голоса), паузы между словами и фразами, интенсивность произнесения отдельных слов в речевом потоке, темп речи и тембр голоса.
По этим признакам различают более двадцати видов интонации, например выражающей вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание, подтверждение и т.д. Все эти виды интонации имеют в диалектах отклонения от норм, что в основном обусловлено характерными особенностями мелодики того или иного диалекта и своеобразием акцента, с которым произносятся некоторые слова и фразы.
При анализе интонационных особенностей территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка). Например, если в неударных слогах звучит «о» вместо «а» (не «Масква», а «Москва»), то детство говорящего прошло на Урале, в Сибири или на Севере. Наиболее устойчиво территориальные диалектные особенности проявляются у людей старшего поколения, безвыездно живущих в одной местности, причем у женщин они заметнее, чем у мужчин.
При определении профессии и других социальных характеристик человека основное значение имеют лексические признаки, фразеологические особенности устной речи и ее содержание, характеризующие ту или иную социальную группу людей.
При анализе лексических признаков и фразеологических особенностей речи необходимо учитывать, что производственные отношения, любые области знаний или деятельности человека характеризуются трудовыми процессами, определенными орудиями производства, взаимоотношениями людей, производственными и бытовыми условиями. Поэтому в любой области человеческой деятельности есть словарный запас, который постепенно накапливается и видоизменяется. Так формируется своеобразная терминология, которая и обусловливает лексический состав (характерные слова и выражения) и фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий. Так, математики и физики пользуются терминологией, отличающейся от терминологии врачей, юристов, менеджеров и т.д.
Социальные диалекты не обособлены друг от друга территориально, поэтому в одной местности их может быть несколько. К разновидностям социального диалекта относятся профессионализмы и жаргон или арготизмы (арго – засекреченный). Профессионализмы – это слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по родупрофессиональной деятельности. При анализе фонограммы следует обратить внимание не только на наличие профессионализмов, но инаточность их употребления. Присутствие в речи профессионализмов свидетельствует о лексических привычках говорившего, однако не всегда указывает на его принадлежность к соответствующей профессии, ибо может быть обусловлено его широким кругозором.
Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык воров, мошенников, рэкетиров, проституток, наркоманов и др. Жаргонная лексика создается путем искусственного изменения существующих слов или их употребления со своеобразным значением, чтобы разговор был понятен только для лиц определенного круга. Так, общеизвестные слова воры употребляют с иным значением: «лихорадка» – разбор дела в суде, «капуста» – доллары и т.п. Жаргонные слова и выражения получили в последнее время весьма широкое распространение.
Суждение о национальной принадлежности человека. Родной язык говорившего устанавливают по акценту, то есть особенностям произношения, свойственным говорящему не на своем родном языке. Так, белорусы, говорящие по-русски, вместо звука «я» нередко употребляют звук «а», (трапка, зарадка и т.п.), а казахи часто говорят «бапли» или «вапли» вместо «вафли», «быль» или «биль» вместо «был».
О национальной принадлежности человека можно судить на основе анализа интонаций. Интонация – это манера повышения или понижения тона голоса при произношении, отражающая какие-либо чувства говорящего. Посредством интонации регулируются сила звука и его мелодика, локализация и общая длительность пауз внутри фраз в потоке разговорной речи. Интонация конкретизирует манеру высказывания, придает ему определенную звуковую окраску, отражает особенности говора.
Любой национальный язык и каждый его диалект имеют свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственно некоторое повышение голоса в начале фразы, более или менее ровная по тону середина, значительное повышение голоса в конце повествовательной фразы и его легкое повышение в конце вопросительных фраз. Характерной чертой устной речи людей, не владеющих в совершенстве русским языком, является наличие в их разговоре по-русски интонационных особенностей родного языка, ошибочное построение фраз, неверные согласованности в роде, числе, падеже слов и др. Одним из признаков для определения национальной принадлежности человека является неправильное употребление слов и выражений, заимствованных из какого-либо другого, чаще иностранного языка.
Устная речь человека характеризуется акустическими и лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными и относительно неизменяемыми, дают возможность не только обнаружить личные качества человека, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его.
Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.
Голос - это средство, с помощью которого сообщение доносится до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.
В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров.
Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Под сознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит);
не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.
Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.
Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).
Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.
Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.
Кроме того, одна из особенностей медленного темпа - тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.
Громкость. У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.
При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.
Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.
Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем резче падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.
Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.
Пауза в речи. Пауза (молчание) - важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.
Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.
Перед началом речи. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.
Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.
Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.
Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
более медленного произнесения ключевых слов;
изменения громкости в момент их произнесения;
повышения или понижения интонации в процессе произнесения слова;
выделения паузой.
Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.