Велосипедная фара. Фотообзор велофар и ручных фонарей, сравнение с Meilan X1 Сколько люмен у китайской велофары
На рынке существует множество производителей велосипедного света. Мы посоветуем как выбрать нужного, не переплатить и не нарваться на некачественный товар, сэкономив своё время и деньги.
Для каких целей Вы хотите приобрести велосвет?
Это могут быть вечерние прогулки по парку или гонки в условиях нулевой видимости по пересечённой местности. Поездки на службу по освещённым улицам города или долговременные туристические вылазки где потребуется максимальное время использования от батареи.
Будет ли это бренд, чья-либо самостоятельная разработка или китайский клон, решать Вам.
Сейчас, давайте рассмотрим самых ярких представителей каждой из этих категорий.
Иногда изготовлением велофонарей занимаются обычные люди, как правило, продукт получается в единственном числе, "колхозного" качества. Тем не менее, они иногда попадают в продажу, денег просят, естественно, прилично - по причине единичности образцов и ручной работы.
На фото справа, Вы видите образец такого творчества. Ознакомиться с характеристиками самоделок и решить, может быть это Ваше, можно по ссылкам в этом абзаце.
Распределение света ().
На мой взгляд, важный параметр не учитываемый большинством разработчиков - грамотное светорас- пределение. К сожалению 99% велофар светят как фонарики, а именно - не разделены на ближний и дальний, из-за чего слепят всё встречное, будь то водители или пешеходы.
Даже в минимальном режиме такие прожекторы доставляют неудобства находящимся перед Вами. Как вариант - закрепить два одинаковых разнонаправленных источника, заменив на «ближнем» штатное стекло рассеивающей линзой.
Не менее интересна форма светового отпечатка. В рефлекторных выражен хот спот - яркая точка и резкий спад освещённости к периферии, подойдет для удалённых объектов.
В коллиматорных, напротив, преобладает мягкий заливной, удобный для подсветки зоны вблизи колеса. Если приглянувшаяся фара объединяет в себе два этих качества, считайте, что Вам повезло, т.к. нечасто встретишь такое на дорогах.
Не забывайте и о цветовой температуре. Китайские клоны часто страдают «синевой», с таким освещением гораздо сильнее устают глаза, картинка через чур контрастная, неверная цветопередача, особенно в сырую погоду. Тёплый (бело-желтый) информативнее и приятнее глазу.
Удобство управления.
Обратите внимание на наличие выносного переключателя. Не всегда приемлемо снимать руку с руля в поисках кнопки на корпусе устройства отвлекаясь от управления. Более того, на сложной трассе это может быть очень опасно.
Не покупайте старьё !
До сих пор в магазинах встречаются старые, выполненные в пластмассовом корпусе, с маломощным (1 – 3 ватта) светодиодом, фары. Не поддавайтесь на уговоры непорядочного продавца, пытающегося "впарить" залежавшийся товар. Освещает такая свечка лишь пятно перед колесом, нет явной боковой засветки, а ощущение от поездки крайне некомфортное.
Отличительной особенностью устаревших моделей является питание, как правило, пальчиковыми батарейками (4-5 шт.). К покупке категорически не рекомендованы, разве как габарит, для обозначения себя на дороге.
Инструменты для выбора фары ().
На данном ресурсе мы будем рассматривать велофары оборудованные современными LED, обеспечивающие достаточную видимость для безопасного передвижения как в городском трафике, так и по бездорожью.
Осваивая удобные инструменты параметрического поиска и сортировки , Вы сужаете круг требуемых моделей до нескольких экземпляров. Далее, знакомитесь с подробными обзорами интересующих вариантов, оцениваете яркость и засветку по имеющимся бимшотам, сравниваете их между собой и выбираете наиболее достойного помощника с требуемыми характеристиками.
Для большей наглядности в каждом обзоре присутствует информационная линейка, которая укажет на основные характеристики рассматриваемой фары.
Производитель
- компания/разработчик.
Модель
- модель фары.
Яркость
- мощность светового потока измеряемая в люменах, заявленная / реальная.
Ёмкость АКБ
- заявленная ёмкость / реально измеренная ёмкость (ватт/часов).
Цена 1 lm
- стоимость 1-го люмена в $, рассчитана по формуле "Цена фары" / "Яркость".
Цена фары
- стоимость фары.
QI
- индекс качества (9-лучшее качество / 1-худшее качество).
Tst
- ссылка на сравненительные бимшоты.
Shp
- ссылка на интернет магазин с минимальнойстоимостью для данной фары.
- расшифровка колонок таблицы.
Специальный цветовой индекс (QI), позволит примерно оценить качество, исходя из основных параметров устройства. Более подробно о QI читайте по
06.10.12
Начнём с более простого - выбора заднего велофонаря. При езде в тёмное время суток он обязателен, так как без него велосипедист представляет собой тень на колёсах, что особенно опасно при движении по проезжей части. Водители и днём-то не всегда могут вовремя увидеть и различить велосипедиста, что тут говорить про ночь. Недавно я катался в лесу, и чуть было не вкатил на скорости в велосипедиста, который ехал впереди только с включенной передней велофарой. Сначала я вообще подумал, что это пешеход с фонариком гуляет.
Экономить на заднем велофонаре не стоит, но и приобретать сверхяркий задний велофонарь за несколько тысяч рублей не всегда оправдано. Для езды ночью по проезжей части действительно нужен яркий велофонарь (на аккумуляторе), потому что многие автолюбители любят погонять в темноте. Для катания по дорогам без машин достаточно и фонаря с пятью светодиодами, работающего от батареек. Важно, чтобы крепёж фонаря позволял менять угл установки для улучшения его видимости другими участниками дорожного движения.
Не стоит гнаться за креативными велофонарями с непонятной второстепенной функциональностью и дизайном в виде черепа с поворотниками и т.п. На первый взгляд кажется, что поворотники нужны, но на проезжей части поворачивать налево велосипедистам в большинстве случаев запрещено и опасно, при езде по бульвару или парку - это излишне, а в тёмном лесу практически и нет никого. Поворотники на велосипеде - это непривычно и непонятно.
Передний велофонарь требуется для решения двух основных задач: обеспечить видимость велосипедиста для других участников движения (габаритный огонь) и хорошо освещать дорогу с окружающей местностью. С первой задачей легко справляется практически любая велофара, а вот для хорошего освещения дороги подойдёт не каждая модель.
В настоящее время наиболее распространёнными являются светодиодные приборы, которые вытеснили с рынка фонари с неэкономичными галогеновыми лампами. В продаже можно встретить и фантазию, называемую “ксеноном” за смешные деньги - 300-500 руб. Газоразрядные ксеноновые фонари стоят от 8-10 тыс. руб., а велофары ещё дороже и найти их непросто. За эти деньги, разве что, ремешок от хорошей велофары можно купить, а не ксенон.
В качестве переднего фонаря можно использовать - передний габаритный фонарь, маломощную или мощную велофару с креплением на руль и/или на голову.
Передний габаритный фонарь - это точечный источник света с узким лучом, которым по определению невозможно осветить дорогу и окружающую местность. Его основная задача - обеспечить видимость велосипедиста. При прочих равных условиях он светит дальше велофары, но в большинстве ситуации можно спокойно обойтись и без него.
Для освещения дороги и окружающей местности служат велофары (не путайте его с фонарём). А можно ли сэкономить и вместо велофары использовать фонарик, который при желании можно снять с руля? Мысль сэкономить интересная, но практика показывает, что специально предназначенная для определенного использования вещь имеет ощутимые преимущества перед "комбайном", в котором пытаются совместить и это, и то. Фонарик можно установить на велосипед, но это не превратит его в велофару.
Для питания светодиодов в маломощных велофарах используются батарейки, а в мощных - аккумуляторы или сборки аккумуляторов.
Маломощные светодиодные велофары на батарейках
Достоинства
- Большое время работы от одного комплекта батареек (несколько десятков часов на максимальной мощности и ещё больше в мигающем режиме)
- Невысокая стоимость
- Небольшой вес
- Простота установки
Недостатки
- Небольшой световой поток и невысокий уровень освещенности
- Невразумительное световое пятно у многих моделей
- Практически бесполезны в сумерках
- Невыразительное конструктивное исполнение некоторых моделей
Мощные светодиодные велофары на аккумуляторах
Достоинства
- Большой световой поток и хороший уровень освещенности
- Работают в сумерках
- Функциональность. Помимо режимов ближний свет/дальний свет могут иметь ступенчатую или плавную регулировку яркости
Недостатки
- Высокая стоимость
- Небольшое время работы на максимальной мощности (2-4 часа)
- Длительная зарядка аккумуляторов (3-5 часов)
- Большой вес
Перед велосипедистом встаёт проблема выбора велофары: либо большое время работы, но небольшая яркость источника света, либо большая яркость источника света, но небольшое время работы.
Если вы собираетесь кататься в темное время суток в прогулочном темпе со скоростью 10-15 км/ч по более или менее хорошему покрытию, то в этом случае подойдёт и маломощная велофара. Она освещает пространство, что называется, в общих чертах: светоотражающие материалы видны очень хорошо, пешеходы и крупные статичные предметы также видны неплохо, а вот неосвещенные небольшие предметы и препятствия на дороге (камни, ямы, корни, бордюры и т.п.) освещаются недостаточно. На скоростях от 20-25 км/ч дальше первой хорошей ямы или люка уехать удастся не всем.
Если в темноте хочется кататься почти так же, как и при дневном свете, то без аккумуляторной велофары не обойтись. Часто велопрогулка занимает более 2-3 часов и заряда аккумулятора может не хватить. В таком случае можно либо установить на велосипед пару мощных велофар (что очень дорого), либо брать с собой запасной аккумулятор (что дешевле), либо поставить одну маломощную и одну мощную велофару, либо взять в руки паяльник и что-то изобразить под себя. Я склоняюсь к предпоследнему варианту, но здесь есть нюанс. Элементы питания не любят холод. Аккумуляторы устанавливаются на велосипед отдельно от фары и их можно положить в куртку или утеплить на раме, а батарейки устанавливаются в корпус фары и придётся думать над его утеплением.
Также можно увеличить время работы аккумуляторной велофары, если ехать в группе. Тогда можно меняться и включать фару на полную мощность только на первом велосипеде.
При выборе велофары помимо цены нужно обращать внимание на:
- Световой поток велофары
- Характер светового пятна
- Управление
- Длительность работы
- Питание
- Конструкцию колбы
- Крепление
- Отзывы пользователей
Знакомство с велофарами можно начать с сайта shop.magicshine.ru , где предлагаются модели от известного производителя светодиодных фонарей для активного отдыха. На сайте prolumen.ru можно посмотреть аналоги дешевле.
В настоящее время Magicshine предлагает велофары со световым потоком до 2000 люменов. Модель Magicshine MJ-808 со световым потоком 900 люмен считается “народной велофарой”, которая имеет оптимальное соотношение цена/практичность.
Рис. 1. Велофара Magicshine MJ-808.
Определенный интерес вызывают модели MJ-816 (Чебурашка) и MJ-880 (Сова) - настоящий двухглазый монстр с максимальным световым потоком 2000 люмен!
Рис. 2. Велофара Magicshine MJ-816 (Чебурашка).
Рис. 3. Велофара Magicshine MJ-880 (Сова).
Казалось бы, чем больше световой поток, тем лучше, но, во-первых, это значительно увеличивает стоимость велофары, снижает время работы и требует использования более мощной аккумуляторной сборки с большим весом, а, во-вторых, увеличивается теплоотдача мощных светодиодов со всеми вытекающими. В Интернете есть неплохой обзор модели MJ-880 (Сова), в котором говорится о том, что на максимальной мощности корпус этой модели раскаляется за секунды и в таком режиме он может адекватно работать только при движении, охлаждаясь воздухом.
Характер светового пятна - также важная характеристика. Важна не только яркость пятна в центре, но и ширина луча, а также распределение потока в пределах угла излучения. В световом пятне недорогих велофар часто можно видеть ореол - световое кольцо вокруг светового пятна. Кто-то считает этот эффект полезным, но согласиться с этим можно с трудом. Велофары с недостаточной шириной светового пятна затруднят движение. Узкий луч не позволит вовремя увидеть крутой поворот и можно легко вылететь на обочину. В этом плане мне нравится модель MJ-816 (Чебурашка), в которой реализован дальний и ближний свет, которые могут работать одновременно дополняя возможности друг друга.
Простые велофары могут работать в 2-х режимах: постоянный или мигающий. В мощных велофарах есть несколько режимов управления яркостью. Переключение режимов происходит путём нажатия кнопки. В большинстве велофар кнопка управления находятся на его корпусе,но, например, в модели MJ-816 (Чебурашка) кнопка крепится на руль отдельно, что весьма удобно.
Зачем нужен режим мигания? В светлое время и в сумерках мигающий источник привлекает внимание лучше постоянно горящего. Если задний фонарь установить в режим постоянного свечения, то водитель автомобиля может ошибочно принять велосипед за скутер, мопед или мотоцикл и совершить опасный для велосипедиста манёвр, не рассчитав его скорость и характер движения. Мигающий фонарь - это отличительная черта велосипедиста, хотя само мигание ярких светодиодов напрягает прилично. В сумерках маломощная передняя велофара практически не освещает дорогу и для привлечения внимания её переводят в мигающий режим. В полной темноте в местах без движения транспорта лучше воспринимается постоянное свечение, но здесь нужно учесть то, что с фонарём могут идти и пешеходы. Встречный велосипедист движется прямолинейно, а встречный пешеход может двигаться и вбок, что нужно предусмотреть заранее во избежание столкновения с ним. Кроме этого режим мигания значительно (в 2 раза) увеличивает продолжительность работы от одного комплекта батареек или заряда аккумулятора.
Обратите внимание на крепление фонаря. Некоторые модели крепятся при помощи хомута с безвинтовой затяжкой на резиновую прокладку, которая теряется на второй день, хомут невозможно затянуть и фонарь болтается на подседельном штыре. Гораздо надёжнее крепление на резиновых кольцах или хомутах с винтовой затяжкой. Что касается резиновых колец, то их желательно установить один раз и часто не дёргать.
По совету продавца я на пробу взял модель CATEYE HL-EL220 (60 часов работы от 4-х пальчиковых батареек).
Рис. 4. Велофара CATEYE HL-EL220.
Как запасной долгоиграющий велофонарь в условиях неспешной романтической велопрогулки в полной темноте он подойдёт, но для слабых зрением и желающих погонять в ночном лесу и требуется аппарат значительно серьёзнее. Я попробовал разогнаться по известной асфальтированной дороге в тёмном лесу. Более или менее комфортно было ехать до 20 км/ч. Выше уже с трудом вписывался в повороты и достаточно сильно напрягался по поводу пешеходов и собак без светоотражательных элементов и возможных препятствиях на дороге. В сумерках он практически не работает. Если ехать по освещенному сквозь листву тротуару, эффект есть, но опять же на большой скорости ни люки, ни ямы не видны. Из серьёзных минусов CATEYE HL-EL220 могу отметить то, что из-за невразумительной конструкции колбы он неслабо светит в лицо. Лечится это наклеиванием непрозрачного материала на верхнюю часть колбы.
Если сравнивать CATEYE HL-EL220 (5 светодиодов) с налобным фонарём NO:6611A на светодиоде 1CREE-Q3 c оптикой и зумом, то первый вариант понравился больше, хотя и не всегда удавалось осветить всё, что хотелось. В дальнейшем напишу впечатление от их совместной работы.
Часто велосипедисты катаются с двумя передними фонарями: велофара на руле и фонарь на голове. Первый - стационарный - освещает дорогу, а второй - мобильный - пространство по линии взгляда, что очень удобно не только для освещения окружающей местности при движении, но и в случае остановки на ремонт.
На youtube есть демонстрация работы некоторых моделей, но одно дело картинка и совсем другое - реальные условия. Недавно видел двух велосипедистов с фарами на мощной галогеновой лампе. Эти лампы кошмар сколько потребляют энергии, но светили они так, будто выехал на солнечную поляну.
Несколько слов про установку положения велофары. Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, она хорошо освещала дорогу и окружающую местность, а с другой стороны не слепила слишком кошмарно движущихся навстречу велосипедистов и пешеходов. Если велофара маломощная (типа CATEYE HL-EL220), то имеет смысл установить её горизонтально. Дорогу она всё равно не сможет хорошо осветить, так хотя бы издали будут видны предметы со светоотражающими элементами или без них. А вот с мощной велофарой придётся повозиться. Тут нужно будет учесть еще и рельеф местности, где планируется кататься. Если велофару установить под слишком большим наклоном к земле, то перед колесом всё будет видно как днём, но подъем в горку и повороты с таким положением фары освещены не будут, что весьма опасно, так как не будет видно мчащихся или идущих навстречу без фонарей. Если велофару поднять слишком высоко, то мощный светодиод(ы) будут маниакально слепить глаза встречным участникам движения, так как не все велофары имеют горизонтальную отсечку. Как не крути, а неудобства будут всегда. Наиболее разумно в этом случае переключать дальний свет на ближний, как это делают водители механических транспортных средств согласно ПДД.
Фотообзор популярных велосипедных фар и ручных фонариков, с комментариями и замерами тока и напряжения.
Периодически на просторах вело (и не только) сайтов возникают прения, что же лучше использовать для освещения дороги при поездках на велосипедах. Данный обзор - некая попытка восполнить нехватку фотографий бимшотов в типичном городском ландшафте. Что из этого получилось - читайте далее.
В обзоре участвуют:
1. Фонарик 502В на SSC-P7 с мятым рефлектором.
2. Фонарик Convoy S5 T6-3C 7135*6 с мятым рефлектором.
3. Фара на tir-оптике со светодиодом наподобие XML T6 c синюшным светом. Куплена на али в 2016
4. Фара Fandyfire D99, купленная в магазине dealextreme в 2013, с двумя светодиодами наподобие XML T6 c более-менее белым светом, светодиоды включены последовательно, драйвер импульсный понижающий. Есть заметный ШИМ на слабых режимах.
5. Meilan X1.
Образцы слева направо:
А теперь подробно.
2. Convoy S5. Куплен в начале 2014, он был легче и удобнее предшественника, светил ярче. Аккумы только без платы защиты, защищенные не влезают. От одного аккума sanyo 2600мАч работал больше часа, потом свет тускнел и периодически напоминал о разряде миганием светодиода. При напряжении 4,0В кушает 2А Куплен на али в 2014. Крайний обзор на муське
Нынче используется как EDC фонарь
3. Простенькая фара, использовалась несколько раз с креплением на велошлем в дикой природе, или на лыжах. Питается от банки, штекер USB. При питании от 5В кушает в районе 1А. Мерцания нет, теплоотвод присутствует, фара греется
Внутренности
*фото из ВК
4. Фара Fandyfire D99. Была куплена в момент появления её в продаже, потом пошли негативные отзывы, но было уже поздно. Из недостатков - шим мерцание на слабых режимах, плохой теплоотвод от светодиодов на корпус. Была доработана, место контакта подложки и корпуса промазано силиконовым термогерметиком, корпус стал горячий. Есть термоконтроль - это плюс. Фара доработана, заменен импульсный драйвер на более мощный. Работает от сборки 6*18650 емкостью около 6000мАч, на ночь точно хватало. Ток 1,2А при 7,4В. TIR-оптика. Может работать в диапазоне 6...16В
5. Фара Meilan X1. Была куплена в 2017 весной, с прицелом на использование в городской среде. Не слепит, включается-выключается сама, компактная. Минусы - света маловато, и работает она в течение одного вечера, потом нужна зарядка. На данный момент основная фара, иногда ей на помощь беру Convoy S5 в городе, или Fandyfire D99, если предстоит дорога в лесу или всю ночь напролёт. В фаре напаян дополнительный токоизмерительный резистор параллельно имеющемуся, ток диода вырос на 20%.
Встречку слепят все образцы 1-4 без исключения, фонарики с рефлекторами сильнее (что не удивительно), tir-оптика слабее, но все равно слепит. Поскольку, как пешеход, я периодически встречаю слепящие фары на велосипеде, и это мне доставляет неудобство, была куплена фара со светотеневой границей.
И оно действительно помогает не слепить встречных.
А теперь бимшоты:
Снимки сделаны в ручном режиме выдержка 1 секунда ISO 200 фотоаппарат фуджик HS20 exr. Место съемки - городской парк, дорожка без искусственного освещения, до ближайших фонарей - 50 метров. Баланс белого - авто
Темнота:
1. Фонарик 502B. Видно неравномерное пятно по центру, имеется боковая засветка
2. Convoy S5
3. Фара с tir-оптикой. Луч узкий, освещает центр дорожки. Боковой засветки нет.
4. Fandyfire D99. Широкая засветка и хорошее центральное пятно.
5. Meilan-X1. Дорожка освещена достаточно равномерно, на ветки деревьев свет не попадает.
Свет направлен под ноги
Свет вдаль
Тут свет от фары направлен немного правее, в сторону дерева
Фото на неосвещённой тропинке, до дерева 15 метров.
Велофара - однозначно хорошая вещь, но очень узкоспециализированная. Иногда её покупка не оправдана. Фонари - более универсальны, и в большинстве случаев их хватает. Что именно покупать, или же ездить в темноте - решает каждый сам
Планирую купить +6 Добавить в избранное Обзор понравился +28 +42Согласно ПДД, на каждом велосипеде должен иметься передний фонарь и задний красный отражатель света (или же красная мигалка). По бокам велосипеда должны иметься оранжевые отражатели света. Эти правила необходимо соблюдать, так как в противном случае велосипедист в тёмное время суток будет незаметен и чем это чревато, объяснять не нужно.
Из всех средств пассивной безопасности наиболее оптимальным, универсальным и многоцелевым является передняя велосипедная фара. Помимо того, что она обозначает велосипед в темноте, она выполняет не менее важную функцию - освещает небольшое пространство перед велосипедистом при езде и стоянке. Комфорт передвижения на велосипеде в тёмное время суток во многом зависит от того, насколько качественная и правильно подобранная передняя фара на нём установлена.
Питание велосипедных фар
Велосипедные фары бывают на аккумуляторах и на батарейках.
Фары на батарейках стоят недорого, весят мало и работают достаточно долго. Но они освещают дорогу перед велосипедом не очень хорошо, их световой поток довольно слаб, а световое пятно формируется размытое. В сумерках такие фары практически бесполезны.
Фары на аккумуляторах обеспечивают отличный уровень потока света и хорошую общую освещенность. Их световой луч бьёт далеко и может регулироваться по яркости. В сумерках такие фары использовать целесообразнее всего. Но стоят они сравнительно дорого, аккумуляторные блоки на них весят сравнительно много. Зарядка идёт как минимум четыре часа, а в максимальном режиме использования время свечения фонаря не очень длительное.
Отличительные особенности велосипедных фар
Специальные велосипедные фары имеют преимущество перед своими обычными аналогами. Свет у них более насыщенный, поскольку луч фокусируется очень хорошо. Видимость получается отличная даже в тёмное время суток без естественного или искусственного стороннего освещения. Кроме того, специальные велосипедные фары имеют такую конструкцию, которая позволяет регулировать их угол наклона, а также направление их светового луча.
На что обращать внимание при выборе велосипедной фары
Производят велосипедные фары различные компании. Наравне с популярными брендами в последние годы очень распространены и китайские, недорогие и универсальные фары. Выбирая фару, обращайте внимание на рисунок её рефлектора. Именно он отвечает за уровень освещения дороги не только впереди, но и сбоку. Боковая засветка очень важна и является видным параметром при выборе фар.
Время работы фар зависит от установленных аккумуляторов (практически все современные фары оснащаются именно ими, с возможностью замены на батарейки). Обычный аккумулятор на 18,650л/часов позволит работать фаре в максимальном режиме около трех часов. Яркость достигается до 1000 Люмен, но она нужна не всегда, тут можно сэкономить. При экономном потреблении энергии такой фары вполне хватит на большую часть ночи.
Выбирая фару, обращайте внимание на дальность её светового луча. Современные светодиоды обеспечивают очень качественную яркость и дальность светового потока, многие фары рассчитаны на освещение дистанции до 30 метров. Тут отдельно хочется отметить фары, в основе которых лежит светодиод марки Cree XM-L T6 - он обеспечивает очень яркое и хорошее освещение. Ну а в целом - при выборе велосипедного фонаря обращайте внимание на то, чтобы его световой поток был хотя бы 800-1000 Люмен, а лучше - больше.
И последний важный параметр, который нужно учитывать, это цветовой спектр. Фара может работать в различных цветовых спектрах и от вашего выбора зависит то, как именно она будет освещать путь. . Светодиоды в фонарях могут иметь такой спектр от белого до желтого цветов. Самыми яркими считаются белые, а более мягкими - желтые.
Производители
Сейчас на рынке представлено очень много разных производителей велосипедных фонарей, начиная от именитых мировых брендов и заканчивая китайскими аналогами, доступными по неплохой цене. Заострим своё внимание на самых популярных брендах и моделях, которые имеют достойное качество и не заоблачную цену.
Компания Topeak предлагает различные велосипедные аксессуары, в числе которых можно найти и достаточно хорошие фары. Можно укомплектовать свой велосипед габаритами от этого бренда и лицевыми передними фонарями. Внимание стоит уделить моделям фар Topeak TMS029 и Topeak TMS039.
Они представлены в различном цветовом оформлении, имеют приемлемые габариты, удобную универсальную систему крепления и отличные характеристики. Отлично себя зарекомендовал и универсальный габарит компании - модель HeadLux TMS034.
Хорошим производителем выступает и бренд Sigma, который предлагает высококачественные передние фонари универсального типа. Модель Sigma Smilux отличается ярким светодиодом (1500 Люменов), сфокусированной оптикой и действительно хорошо продуманным отражателем света. За счет этого данная модель (да и многие другие от этого бренда) прекрасно освещают дорогу не только впереди, но и по бокам. Среди фонарей этого бренда можно найти модели как на батарейках, так и на аккумуляторах. Но даже модели с батарейками обеспечивают качественную освещенность благодаря мощным светодиодам.
Еще одна примечательная марка - XLC. Это видный производитель аксессуаров, который предлагает компактные и мощные велосипедные фары универсального типа. Среди передних фонарей у этого бренда нужно выделить модельный ряд Triton, а также Thebe, среди которых можно гарантированно подобрать для себя что-то наиболее оптимальное. Среди габаритных задних огней можно обратить внимание на комплекты и выбрать что-то вроде моделей Minibeamerset, которые представлены в широком ассортименте.
Следующий популярный производитель фар - Fenix. Он предлагает несколько оптимальных и недорогих моделей, каждая из которых комплектуется двух зонной системой подачи света. Отражатель фар всех моделей бренда сделан в форме сферы, поэтому угол его луча получается широким и ярким. Практически все модели этого производителя сделаны из авиационного алюминия.
Из неплохих восточных моделей стоит отметить фару MagicShine, которая комплектуется мощными современными светодиодами и имеет простой, но очень надежный корпус. Отменная работа на протяжении долгого времени у этого аксессуара будет гарантированной.
Есть и другие известные производители, среди которых можно найти достаточно неплохие предложения, но свой выбор всё же стоит остановить на вышеперечисленных брендах. Они существуют уже много лет и хорошо показатели себя с практической стороны. Некоторые компании, такие, например, как XLS или Topeak выпускают целый ряд различных велосипедных аксессуаров, предлагая действительно полный спектр необходимого снаряжения всем желающим. Качество их товаров на высоте, а по стоимости всегда можно найти модели с компромиссной ценой.
При выборе велосипедной фары стоит руководствоваться исключительно её качеством и удобством эксплуатации, а не гоняться за низкими ценами. Да, сейчас есть достаточно много недорогих китайских фонарей, но на проверку практически все они оказываются неспособны обеспечить то же качество света, тот же уровень безопасности в пути и надежность, которую дают модели фар от именитых производителей. Нет смысла покупать недорогие фары и менять их буквально каждые 1-2 месяца. Можно один раз купить действительно качественную вещь и пользоваться ею годами.
Помимо фар, имеются и другие аксессуары, которые предпочитают приобретать владельцы велосипедов, они перечислены в другой статье:
Велосипедная фара появилась вместе с велосипедом. Даже тогда, когда это был просто самокат, для того, чтобы отталкиваться двумя ногами, нужно было освещать путь. Собственно, сама фара для велосипеда не существовала, вместо нее болтался керосиновый фонарь. Из-за сильнейшей вибрации корпуса его приходилось держать в руке. Дальнейшее развитие фары для велосипеда в самых разных конструкциях произошло только с появлением воздушных камер и возможностью более или менее плавного хода.
Какими фарами стоит оборудовать велосипед
Прежде всего напомним, что нужно различать велосипедные фары и световозвращатели (катафоты). Фары являются источниками света, а катафоты отражают (возвращают) его. Таким образом, водитель транспортного средства, освещающего велосипед, может увидеть его и вовремя отреагировать.
Существуют правила оснащения велосипеда осветительными приборами, которые не отличаются от таковых у других транспортных средств:
- передняя – белая велофара (или белый световозвращатель);
- задняя – красный катафот, или красный стоп, – сигнал, который может гореть постоянно или в режиме различного мигания, выполняя ту же функцию, что и задние габаритные красные огни у автомобиля. Можно, конечно, сделать так, чтобы стоп-сигнал загорался ярче при торможении, но это излишне. Ниже показан красный стоп-сигнал с интегрированной микросхемой и элементами питания для мигания в различных режимах. Такая задняя подсветка очень популярна;
- на спицах колес необходимо иметь простые оранжевые катафоты, так как именно они помогают увидеть велосипедиста издали.
Так как обзор велофар затронет, в основном, источники белого света, то сразу скажем о тех велосипедах, которые оснащены поворотниками.
Эффективность поворотников заведомо низка, применять их рекомендуется лишь в темное время суток, когда жесты могут быть не видны водителям. Это понятно тем велосипедистам, которые одновременно являются и водителями автомобилей.
Причины, по которым опасно использовать велосипедные поворотники:
- сигнал не регламентирован ПДД, и обращать внимание на него необязательно;
- велосипед довольно редко находится строго впереди автомобиля, разве что на кольце, или во время совершения маневра;
- днем увидеть поворотные фонари зачастую просто невозможно, тем более водитель не знает, куда смотреть, и не ждет их включения;
- сам велосипедист не вправе быть уверен на 100%, что его сигнал понят правильно, и все равно вынужден обернуться.
Какие велофары применяются в современных велосипедах
Настоящий «бум» малогабаритного и высокоэффективного освещения для велосипедов начался с широким поступлением на рынок свермощных ярких светодиодов всех цветов.
Именно светодиодные велофары, особенно китайские, чаще всего можно увидеть на большинстве велосипедов, и в этом нет ничего плохого. Качество этих источников света хорошее, микросхемы и прочие сложности практически не требуются, охлаждение происходит за счет хорошо отдающего тепло алюминиевого радиатора, оптика простая. Пример светодиодной фары китайского производства на рисунке.
Цена китайской фары замечательного фабричного качества – около 2500 руб., а западные лучшие бренды могут стоить раз в 5-6 раз дороже при тех же параметрах светотехники и сроке службы. Кроме того, крепление фары на вынос руля простое и надежное – на хомутах или даже на «липучке».
Примером качественной продукции могут служить осветительные устройства для активного отдыха, которые выпускаются китайской компанией Magicshine с 1999 года. Вся продукция имеет международный сертификат качества ISO 9001.
Самые популярные модели – это MJ 808 и MJ 808 e со световым потоком 900 и 1000 Лм, которые «пробивают» мрак на 200 м, имеют два режима работы и хорошую систему охлаждения. Именно велофара Magicshine изображена выше.
Выбираем велосипедные фары
Требования, предъявляемые к современным велосипедным источникам освещения, довольно разнообразны. Но для того чтобы выбрать хороший и надежный источник света, нужно обязательно принять во внимание следующие важнейшие «критерии отбора»:
1. Фара должна создавать освещенность, равную, если не дневной, то такой, чтобы позволять не снижать скорость даже во время движения под уклон . Такому требованию отвечают фары, обладающие световым потоком не менее 800 – 1000 Лм (люмен). Практически это означает, что в абсолютной темноте можно отчетливо видеть предметы на расстоянии 25-45 м.
Такую освещенность способен создать светодиод Cree XM-L T6, который был создан в 2011 году. С его помощью сделано большое количество разных модификаций велосипедных фар. Это сверхяркий белый светодиод мощностью 10 Вт.
Не нужно обманываться кажущейся малостью мощности. Действительно, лампа накаливания мощностью 10 Вт едва даст возможность читать. Но у ламп накаливания 99% мощности уходит в тепло, а у светодиодов – значительно меньше, поэтому этот поток света будет не меньше, чем от лампочки 100 Вт.
Сила тока в цепи – 700 миллиампер, а потребляемое напряжение или, вернее, падение напряжения на диоде – 2,9 В. Световой поток колеблется в зависимости от напряжения от 900 до 975 Лм.
Важной характеристикой любой фары является телесный угол, в пространстве которого распространяется световая волна, или обзорность.
Он составляет 125°.Рядом с кристаллом полупроводника, излучающим свет, представлена велофара Fenix BC 30, представляющая собой пару таких светодиодов с раздельной оптикой, которая «собирает» рассеянные пучки в более узкие, дополнительно концентрируя световой поток. Суммарный поток – 1800 Лм.
Питание такой фары могут осуществлять как аккумуляторы формата 18650 (2 штуки), либо аккумуляторы типа СR -123 A, но уже 4 штуки.
Гарантия – 2 года, самый «дальнобойный» свет – до 170 метров.
Показатели хорошие, но и цена «кусучая» – около 8000 рублей, или 800 руб\вт. Кстати, мощный 3 Вт светодиод холодного белого света стоит (без оптики) 42 рубля, то есть 14 руб\вт.
Доплата происходит за бренд и высокоэффективную алюминиевую пассивную систему охлаждения, при которой радиатором является корпус фары. Именно эта красивая модель украшает велосипед в начале статьи. Она хорошо узнаваема по двум шурупам с крестообразным шлицем во фронтальной плоскости.
Нужно сказать, что китайские производители не уступают брендовым, например, той же продукции Fenix. Вот их новая разработка 2011-го года под названием «Сова», использующая точно такие же сдвоенные модули Cree XM-L T6, с теми же характеристиками.
Но именно здесь китайцы допустили оплошность: погнавшись за мощностью, забыли о хорошем радиаторе охлаждения. Модель хорошо охлаждается в движении, а при нахождении в покое нагревается очень быстро (за полминуты), с потерей мощности. При этом стоимость – около 10000 руб. – внушительна.
Следует отметить, что прогресс не стоит на месте. И для любителей более дорогого освещения существует, например, продукция известного велосипедного бренда Cateye (кошачий глаз). Речь идет о фаре стоимостью 36750 руб., световой поток 1600 Лм. Она называется Sumo 3 (HL-EL930RC). Как показано на рисунке, нужен хороший радиатор с дополнительной площадью для охлаждения зоны p-n-p перехода.
2. Второе важное требование – это нормальная цветопередача. Белый цвет должен быть именно таким: теплым или холодным, но без искажения, свойственного некоторым светодиодам с неправильным балансом «синюшности».
Это может вести к искажению контуров предметов и нарушению оценки расстояния между велосипедистом и препятствиями. Дело в том, что белый цвет является смесью цветов, из которых самым ярким является синий цвет, а самым тусклым – красный. Это нужно учитывать производителям светотехнических устройств.
3. Важным является периферийная освещенность, или боковой рисунок оптики. Можно так же сказать, угол раствора светодиодного луча. Физика светодиодного освещения такова, что оно очень контрастно. Создается яркое пятно света, а в стороне – полный мрак. Отсутствуют сглаженные, постепенные переходы от света к мраку. Для велосипедиста важно иметь обзор всей полусферы перед своим лицом. Передняя фара должна давать такую возможность.
Стоит помнить, что если у вас в руках фонарь, то вы можете его мгновенно направить туда, куда вам нужно. А фару вы не сможете повернуть, нужно дополнительное рассеяние.
4. Следующим важным показателем является автономность работы. Конечно, это не столь важно, если ток вырабатывается генератором. В этом случае гораздо важнее, чтобы сила тока не превышала заданные условия, иначе светодиод быстро нагреется и может сгореть. Для этого ток ограничивается наличием дополнительного сопротивления в цепи (резистором). В том случае, если ток вырабатывают мощные аккумуляторы, световой поток будет более ровным, без падения напряжения и мерцания.
Обычно используются элементы 18650. Если вы пожелаете купить такие элементы от компании Fenix вместе с зарядным устройством, то придется раскошелиться еще на 5500 руб.
Например, батарея из двух пар таких аккумуляторов может обеспечить хорошую освещенность в пределах 1000 Лм не менее 2-3 часов. Так как вряд ли кто будет кататься ночи напролет в сплошной тьме, то этого времени вполне достаточно, чтобы добраться домой, или для экстремальной покатушки.
В заключение несколько слов о других источниках освещения. Велосипедные фары могут быть не только светодиодными, но и работающими на иных физических принципах. Например, ксеноновая фара.
Изображена велосипедная фара, использующая пары инертного газа ксенона. Это бренд Light&Motion ARC стоимостью более 11000 руб. (в ценах 2014 года). Она способна выдавать около 700 Лм при мощности 13,5 Вт. В дороге это выглядит примерно так:
Заряжается подобное устройство в течение 3,5 часов.
Подводя итоги, можно сказать, что нехватки в осветительных устройствах для велосипедов не существует. Все упирается в соотношение «цена\качество». В настоящее время 1 Вт мощности, как сказано выше, стремительно дешевеет, и отдавать большие суммы можно лишь за качественную оптику, дизайн, удобство, а так же за срок гарантии.