Доклад «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ. Доклад «Центр речевого развития в ДОУ Центр речевого развития в детском саду
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Оснащение центра речевого развития в группе ДОУ Учитель-логопед Валуева Т.В.
В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Критерии оснащения центра речевого развития Наполняемость; Разнообразие материала; Соответствие возрасту; Доступность; Системность; Эстетика оформления; Ведущая игрушка «хозяйка речевого уголка
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; фразовой речи; мелкой моторики пальцев рук; звукового анализа и синтеза слогов и слов
Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. То же время не следует перегружать уголок оборудованием, тк это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи регулируется взрослыми в соответствии с разделами программы и решаемыми задачами.
Содержание речевого уголка: 1. Картотека артикуляционных упражнений. 2. Комплект зеркал (с ручкой) . 3. Картотека дыхательных упражнений. 4. Картотека пальчиковых игр. 5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) . 6. Предметы для поддувания. 7. Дидактические игры на обогащение словаря. 8. Дидактические игры на развитие ГСР. 9. Дидактические игры на развитие СР. 10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам. 11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР. 12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия. 13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) 14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
Цветовое отображение разделов речевого уголка: дыхание – голубой; ЗКР – оранжевый; лексика – жёлтый; грамматика – синий; СР – красный; мелкая моторика – чёрный.
Примеры речевых уголков
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности(младший возраст).
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности(младший возраст)По направл...
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст).
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст)По направлениям:1...
Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным требованиям и принципам, таким как:
- принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
- принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;
- принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности детей.
В группах для детей с ТНР развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей.
В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование
непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.
Кроме того, создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была
комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности
.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации
определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью
мебели или воздушного зонирования. Некоторые из центров имеют своего радушного хозяина, способного многому
научить детей.
Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали игрушку. Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Центральным персонажем стал веселый Дракоша
- хозяин речевого уголка. Дракоша живет в речевом уголке, он всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять артикуляционные упражнения. У игрушки есть яркий подвижный
язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.
Эта игрушка изготовлена из обычной поролоновой губки, которая предназначена для надевания на руку, и с помощью руки может открывать и закрывать рот. В рот мы вшили язык из ткани, внутри которой поместили обычный пластилин, благодаря чему язык может принимать различные формы и демонстрировать упражнения артикуляционной
гимнастики.
Вместе с Дракошей дети учатся правильно выговаривать звуки, различать их на слух и в произношении. Вместе с ним дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед зеркалом. Также Дракоша может придумывать для детей разные увлекательные игры со звуками и словами.
Помогает Дракоше придумывать новые и интересные задания второй персонаж уголка - Бабочка . Это авторское дидактическое пособие, разработанное педагогическим коллективом группы, которое уже стало незаменимым помощником в работе с детьми над лексическими темами и формированием грамотной речи детей. На крыльях бабочки очень удобно размещать различные задания, которые дети могут выполнять во второй половине дня совместно с воспитателем или в самостоятельной деятельности.
Бабочка изготовлена из плотного картона и обклеена самоклеющейся пленкой. У нее четыре крыла, соединенные
между собой как страницы в книге, таким образом, получаются три разворота крыльев, на каждом из которых мы помещаем определенные задания.
На первом развороте крыльев мы разместили два прозрачных кармашка (файлы формата А5), в которые можно вставлять карточки-картинки.
На одной стороне
мы помещаем карточку с изображением предметов и объектов по лексической теме, над которой работаем в данное время, на другой стороне - карточку с изображениями людей, профессии которых связаны с
данной лексической темой. Эти карточки меняются каждую неделю. Внизу прикреплены значки, обозначающие те задания, которые дети могут выполнить, используя картинки по теме:
- «Сосчитай до пяти» (один стол, два стола…)
- «Слова-признаки» (стол деревянный, тяжелый, светлый…)
- «Слова-действия» (столяр пилит, чинит, стругает…)
- «Один - много» (стол - столы, шкаф - шкафы…)
- «Много» (шкаф - много шкафов, диван - много диванов…)
- «Составь предложение» (Ваня купил в мебельном магазине деревянный шкаф.)
- «Жадина» - употребление существительных с местоимениями мой, моя, мои (мой стол, моя кровать…)
- «Назови ласково» (стол - столик, кровать - кроватка…)
- «Скажи наоборот» (новый стол - старый стол, тяжелый - легкий…)
На втором развороте также есть два прозрачных кармашка. В один из них мы помещаем картинно-графическую схему для составления рассказа по отрабатываемой теме. Во второй кармашек помещается картинка, по которой дети составляют предложения с предлогами.
Схематичное изображение предлога, отрабатываемого на данной картинке, помещается под карманом. Также на этом развороте можно расположить картинки с рожицами-эмоциями (они прикрепляются к бабочке «липучками»). С помощью этих картинок дети могут выполнить мимическую гимнастику, попробовать составить предложение и сказать его с соответствующим эмоциональным окрасом.
Третий разворот - это работа с буквами и звуками. В прозрачные кармашки помещаем картинку с буквой, которую проходим в данный момент, стишок про эту букву, картинки, на которых нужно найти все предметы со звуком, соответствующим данной букве, и т. д. Также на данном развороте представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые дети могут выполнить перед зеркалом. Задания постоянно обновляются, они крепятся с помощью «липучки».
Третий герой - птица Говорун , с помощью которой дети могут проконтролировать свою речь. Птица умеет повторять короткое высказывание. Таким образом, ребенок может услышать себя со стороны. Птица Говорун - хранитель речевых игр, в которые любой ребенок может поиграть самостоятельно или с помощью воспитателя.
В речевом уголке расположились игры и пособия:
- Для развития физиологического и речевого дыхания.
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением. Для обучения детей длительному плавному выдоху мы оборудовали в речевом уголке полочку «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместили дыхательные тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Аквариум», «Обезьянки», «Задуй свечу» и т. д.
- Пособия для развития мелкой моторики: картотеки с упражнениями на развитие пальчиковой моторики (например, игра «Золушка», в которой нужно разложить в две емкости бусинки, пуговицы с помощью пинцетов или китайских палочек), сухой пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки.
- Картинки к артикуляционным упражнениям.
- Игры на развитие высших психических функций: разрезные картинки, домино, «Четвертый - лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
- Игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте.
Все игры постоянно обновляются.
Занятия в центре речевого развития воспитатель проводит во второй половине дня по заданию учителя-логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках, составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами.
В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка,
играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Центр художественного слова (книжный уголок).
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.
Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
В этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.
Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Строительный центр
содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе
для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Центр науки (исследовательский центр). Хозяйки этого центра - птички-невелички, которые приносят детям новые задания и наблюдают за их работой. В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Центр сенсорного развития.
В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки,
катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых
анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
Центру искусств
отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное
время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь,
дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой
выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию
мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Уголок безопасности дорожного движения
интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми
атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки - транспортные
средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает центр «Петербурговедение» - незаменимый проводник в мир истории и культуры Санкт-Петербурга с представленным разнообразным иллюстративным, дидактическим материалом. Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.
Физкультурно-оздоровительный центр
пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность
в двигательной активности. Это также очень важно в работе с детьми с ТНР.
Центр занимательной математики - удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.
Для игр по интересам и половым различиям мы создали центры для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Мы будем очень рады, если вы, уважаемые педагоги, воспользуетесь нашими материалами и разработками! Желаем вам успехов в профессиональной деятельности!
Материал предоставлен , октябрь 2013 г.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды - Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать:
- соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
- важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
- игровой материал должен быть доступным для ребенка;
- неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж» , обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка) , выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
- не следует перегружать уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков) ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках» , «Учись читать» , «Умные кубики» , «Слоговые кубики» ) .
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах
Младшая группа
- Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов) ;
- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки» . «Семья, «Транспорт» , «Домашние животные» , «Одежда» , «Посуда» , «Мебель» .
- Картинки с простыми сюжетами и действиями
- «Что лишнее?» , «Назови одним словом» .
- Игры по типу «Найди пару» , «Найди отличия» .
- Игровизоры, игрушки – телефоны.
- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
- Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
- Трафареты, шаблоны.
- Игры для развития ручной умелости.
- Картотека речевых игр.
- Открытки о родном городе.
Средняя группа
- Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки» , «Времена года» , «Сказки о дружбе зверей» и др.
- Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура) .
- Открытки для рассматривания.
- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?» , «Назови одним словом» .
- Игры небылицы «Чего на свете не бывает?» , «Кто кричит?»
- Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?» , «Найди отличия» .
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
- Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
- Открытки о родном городе, крае.
- Предметы быта и старины.
Старшая группа
- Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками) . 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
- Портреты писателей в соответствии с программой
- Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
- Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
- Портреты художников – иллюстраторов.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия» .
- Наборы картинок , .
- Азбука букв различной фактуры.
- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
- Игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.) .
- Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
- Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург) .
- Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная к школе группа
- Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
- Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
- Картотека словесных речевых игр.
- Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое) .
- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
- Игры – небылицы «Что перепутал художник?» , игры - картинки по типу «Найди отличия» .
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке» , «Разложи по порядку и составь рассказ» .
- Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
- Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа» , «Весёлые картинки» , «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
Елена Литвиненко
Предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте сможет правильно организованная речевая среда , которая стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.
Центр речевой активности , созданный в ДОУ, соединяет в себе 2 центра : центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем правильно говорить» . Ключевым персонажем центра является мягкая игрушка – попугай Кеша со встроенным диктофоном. Попугай двигается, задает вопросы, преподносит сюрпризы, одним словом делает все для того, чтобы вызвать у детей большой интерес и побудить к речевой активности . У Кеши свой дом, в «окне» которого отражается тема недели. Здесь же на ниточках висят фигурки (в соответствии с темой недели, благодаря им дети могут проверить развитие своей воздушной струи. Главным украшением уголка является дидактическое дерево , меняющее окраску листьев в соответствии со временем года. На крючки подвешиваются яблоки, отображающие тему дня. Обращение к дидактическому дереву в начале недели с целью знакомства с новой темой, стало ритуалом. На ствол дерева закреплено зеркало. На столе игровизор – смоделированный из магнитной доски компьютер, он необходим при обучении чтению – дети составляют слова.
Игровой и дидактический материал располагается в шкафу, он помещен в папки с соответствующей маркировкой и располагается на самой верхней полке – это материал для воспитателя. Следующую полку занимает художественная литература. На доступной для ребят высоте - «Полочка умных книг» , на которой выставляется дидактический материал и художественная литературы по теме. Эта и следующая полка отражают интеграцию областей.
Центр речевой активности интегрируется с образовательными областями : «Социализация» , «Безопасность» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Труд» , «Физическая культура» , «Здоровье» .
Оборудование и материалы центра :
Книжный фонд
Детские книги по программе «Детство» и другие (книги детей по возрасту, «на вырост» , сезонная литература, книги-самоделки): сказки, загадки, потешки, рассказы, стихи, научно-познавательная литература и краеведческая, детские журналы
Картинный словарь русского языка Азнабаевой Ф. Г., Гасановой Р. Х, Хисматуллиной Р. Р.
Методическая литература по развитию речи дошкольников
Сценарии к сказкам
Папка с подборкой художественных текстов «Всё обо всём»
Методическая копилка по темам неделей -1
Методическая копилка к сюжетно-ролевой игре «Пасека»
Картотеки
Артикуляционная гимнастика «Смешарики»
Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком и его домиком»
Пальчиковая гимнастика по темам неделей
Пальчиковая гимнастика в карточках
Гимнастика для глаз
Развитие речи дошкольников в играх (сборник игр) : слуховое внимание, высота и сила голоса, речевые дыхание и слух
Консультации для родителей
Как сказка помогла (4 стр.)
Домашние задания для родителей (по темам неделей)
Игры на кухне (1 стр.)
Артикуляционные упражнения
Логопедические задания
Как заучивать стихотворение наизусть
Демонстрационный материал для фронтальных занятий
Сказочные герои
Любимые герои (лоскутная мозаика)
Профессии детского сада
Профессии
Всероссийский день библиотек
В деревне
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт наземный, воздушный, водный Ч. 1.
Времена года
Правила дорожного движения
Зимние сказки
Летние сказки
Маша и медведи
Пословицы и поговорки в иллюстрациях
Все профессии нужны, все профессии важны (со стихами)
Животные Африки (серия Вохринцевой и др., с рассказами о некоторых животных)
Чистоговорки в картинках
Календарь праздничных событий
Тематическая папка «Детские писатели» (А. С. Пушкин, К. И. Чуковский)
Набор открыток «Стерлитамак – золотой город» и «Стерлитамак»
Моя семья + Что такое хорошо и что такое плохо (социально-нравственное развитие)
Детские писатели
Лото «Сказочные герои»
Мягкие кубики «Составь сказку»
Прочитай по первым буквам
Я учу буквы
Фонетическое лото «Звонкий - глухой»
Познавательная игра – лото «Мир вокруг нас»
Сам себе сказочник (5-8 лет)
Игры - шнуровки
Звуковая азбука
Лото «Азбука»
Логопедическое лото (5-7 лет)
Лото «Заколдованные картинки» (5-7 лет)
Краеведческая игра «Экскурсия по Стерлитамаку»
Аналогии (от 3-х лет)
Четвёртый лишний (5-7 лет)
Профессии (от 3-х лет)