5 синквейнов на любую тему. Синквейны: модное задание на уроках литературы и русского языка. Синквейн на тему Любовь
СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.
Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку
Примеры синквейнов
№1
№2
№3
№4
№5
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации
В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:
Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.
Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.
Обратный
Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:
Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Пример от того же Ариэля Дороро:
Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом
Синквейн-бабочка
Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:
В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу
Корона синквейнов
Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Пример от Алены Тимаковой:
Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…
Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.
Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…
Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.
Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…
Гирлянда синквейнов
Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.
Пример от Юлии Зайцевой:
Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,
Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.
Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ
Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой
Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“
Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;
третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Глагол.
Возвратный, совершенный.
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Часть речи.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Лягушка.
Земноводная, хордовая.
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Скользкая.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?
Правила написания синквейна
Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.
Схема построения синквейна такова:
- первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
- вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
- третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
- четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
- пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).
От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.
Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка
Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.
Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:
- бумажной или электронной;
- роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
- интересной, захватывающей;
- скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
- старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.
Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).
Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:
- захватывающая, фантастическая;
- занудная, нравоучительная;
- яркая, интересная;
- старинная, пожелтевшая.
Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.
Как придумать третью строку синквейна
Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .
При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.
Формулируем четвертую строчку: отношение к теме
Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.
По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.
Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:
- могу читать до утра;
- часто читаю ночи напролет;
- увидел книгу – прощаюсь со сном.
Как подвести итог: пятая строчка синквейна
Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.
Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:
Книга.
Художественная, научно-популярная.
Просвещает, развлекает, помогает.
Такая разная, у каждого своя.
Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».
Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».
Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:
Книга.
Толстая, занудная.
Изучаем, анализируем, зубрим.
Классика – кошмар для каждого школьника.
Тоска.
Книга.
Фантастическая, увлекательная.
Восхищает, затягивает, лишает сна.
Хочу жить в мире магии.
Мечта.
Как научиться быстро писать синквейны на любую тему
Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.
Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.
Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.
Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.
После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.
НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА
Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.
Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».
Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Есть еще несколько определений синквейна.
Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Лиса.
Хитрая, умная.
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Обманщица.
Синквейн на тему А.С. Пушкин.
Пушкин.
Умный, талантливый.
Пишет, сочиняет, творит.
Поэзия его пережила.
Гений.
Синквейн с точки зрения педагогики.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Простота построения.
Прстота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Формирование аналитических способностей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
С синквейном можно работать по-разному.
Вариативность.
Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн:
Обогащает словарный запас;
Подготавливает к краткому перессказу;
Учит формировать идею (ключевую фразу);
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
Получается у всех.
Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.
Суть методического приёма
Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:
- 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
- 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
- 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
- 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
- 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.
Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:
- способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
- системное мышление;
- аналитические способности;
- уважение к слову.
Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.
Зачем писать синквейн на уроке литературы
Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний
Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:
- вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
- осмысление (контакт с новой информацией);
- размышление (закрепление приобретённых знаний).
Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:
- изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
- уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
- понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).
Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.
Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)
Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена
Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:
- Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
- К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
- Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
- Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
- Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.
Например, таким может быть самый простой сенкан:
- КНИГА
- Интересная, новая
- Обогащать, учить, отвлекать
- Чтение - путь в мир образов.
- Удовольствие
Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)
С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа
Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.
1–4 классы
На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:
- вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
- для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
- дать примеры для четвёртой строчки;
- в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.
5–9 классы
В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.
Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности
10–11 классы
В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.
Образцы, помогающие составить синквейн
Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:
- СКАЗКА
- Волшебная, бытовая
- Рассказывать, слушать, читать
- Сказка - ложь, да в ней намёк
- История (как вариант - магический рассказ).
Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.
В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:
- РОМАНТИЗМ
- Придуманный, сентиментальный, трагический
- Слагать, страдать, думать
- Романтизм - это расцвет литературы.
- Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).
Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).
Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно
Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:
- КАРЛСОН
- Толстый, добрый, весёлый
- Шалить, летать, успокаивать
- Мужчина в расцвете сил.
- Пропеллер
Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.
- ПЕЧОРИН
- Молодой, ищущий, лишний
- Служить, любить, умирать
- Печорин - это образ Лермонтова.
- Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)
Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:
- БУЛГАКОВ
- Талантливый, больной, иносказательный
- Иронизировать, бояться, страдать
- Булгаков - гений своего времени.
- Мастер
Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.
- Синквейны: модное задание на уроках литературы и русского языка
- Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко
- Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом лидии михайловне, а она по видимому не считала нашу программу, алгебра
- К чему снится ворона, залетевшая в окно неожиданно?