Занятие по развитию речи звук. Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "Звуки, ". Конспект занятия по развитию речи «Звуки Ш-Ж. В гостях у лесных жителей»
Тема : Звук [б - б"] и буква Б
воспитатель: Хакимова Наталья Михайловна,
МБДОУ города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»
Программное содержание: уточнить артикуляцию звуков [б - б"]; отличать твердый и мягкий звуки; научить звуко - слоговому анализу слов на примере слова булка; научить печатать слова и предложения с буквой б; научить подбирать однородные определения.
Материал
Демонстрационный: предметные картинки: белка, барабан, карточка с буквой Б, презентация «Буква Б», наглядный материал для игр, Том, Тим.
Раздаточный: индивидуальные зеркала, тетради, зеленые, синие, красные фишки, карандаши, разрезные азбуки.
Образовательная область «Здоровье»
Проверка соблюдения правил рассаживания за столом, осанка,
Проведение физминутки.
Ход занятия:
I . Организационный момент
Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
На месте!
На месте!
II.Повторение пройденного материала(«Коммуникация», «Музыка»)
Послушайте музыку и угадайте сказочного героя (фрагмент из мультфильма «Приключения Буратино»
У отца он мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Любит всё ж папаша сына.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
И зовется? (Буратино)
Всюду нос сует он длинный,
Вот только в школу он, друзья,
Попасть не смог.
И азбука есть у меня, но в том беда,
Что делать с ней не знаю я!
Поможем, ребята, Буратино разобраться с этой книгой.
Посмотрим, что за азбука такая, непростая.
Какие красивые в ней картинки.
Повторение гласных.
- Назовите буквы. Как мы называем эти звуки? Гласные звуки. Ещё раз назовите первый звук, последний.
Игра «Немые звуки»
Буратино слышал, что вы умеете играть в игру «Немые звуки». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Данил, а вы будьте внимательны. (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)
Выделение твердых и мягких согласных в словах.
Давайте посмотрим следующую страницу.
Ребята, давайте расскажем, что мы обозначаем такими кругами.
Показ красного круга.
Дети:
Красный круг горит, значит, путь во рту открыт.
Нет преграды на пути – гласный звук ты назови.
- Ребята, давайте проверим. Вы запомнили гласные звуки? Назовите их.
Показ синего круга.
Дети:
Синий семафор горит, значит, путь во рту закрыт.
Есть преграда на пути – согласный твёрдый назови.
Назовите слова, чтобы они начинались с твердого звука [м, н].
- Что мы обозначаем зелёным кругом.
Дети:
Зелёный семафор горит, значит, путь во рту закрыт.
Есть преграда на пути – язычок как склон горы.
Согласный мягкий назови.
Теперь назовите слова, в названии которых первый звук согласный мягкий [м", н"].
- III . Знакомство со звуком
Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.
Буратино вам хочет загадать загадки.
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)
Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно – звуки [б],[б’]. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [б], [б’] и познакомим с ними Буратино. Работа с зеркалами Определение характеристики звука [Б].
Звук [б] произносится с препятствием (ему мешают губы), значит это согласный звук, звонкий, бывает твердый или мягкий. Коля, расскажи Буратино про звук [Б]. (Дети самостоятельно дают характеристику звуку)
IV . Определение твердости и мягкости звуков
Игра «Кто внимательный»
Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть. Когда я назову согласный твердый звук[б], встанут друзья Тома, а когда – согласный мягкий звук [б’] встанут друзья Тима. Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, Б’, Б’, Б, Б, БЯ, БА, БЫ, БИ, АБ, БЕ, булка, белка, банан, болт, бинт)
V . Физминутка
Звучит фрагмент мультфильма «Приключение Буратино»
Танец «Буратино» (дети повторяют движения за педагогом)
VI . Составлении звуковой схемы слогов
А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слог АБ. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего звуков в слоге АБ (Аналогичная работа проходит со слогом БИ)
Потренируем язычок – проговорим чистоговорки/
Ба-ба-ба – балалайка, поиграй-ка!
Бя-бя-бя – веселить будем тебя!
Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу,
Бе-бе-бе – он играет на трубе!
Бя-бя-бя- - трубы трубят,
Бу-бу-бу – они будят ребят!
Бу-бу-бу – бубны бубнят,
Бю-бю-бю – блюдца звенят!
VII . Знакомство с буквой Б
Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [Б[, [Б’] обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б?
Показ шуточной буквы Б.
Показ видеоролика и презентации о букве Б.
VIII. Упражнения в чтении слогов с буквой «Б»
Буква Б подружилась с гласными буквами. Давайте посмотрим, что из этого получилось, и прочитаем слоги все вместе.
Ребята, а если мы соединим знакомые нам слоги и буквы, получится вкусное слово.
Игра «Летящие слова»
На карточке написаны знакомые слова, которые перед ними пролетают, дети должны прочитать знакомые слова.(Ни-на, ма –ма, Ан-на, ба-на-н)
IX .Работа в тетрадях
Заштрихуй букву Б.
X . Итог
С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой они обозначаются?
Что было интересно? Что было тяжело?
Материалы к занятию: вязаный снеговик; изображение буквы «С»; доски на каждого ребёнка; маркеры: зелёный, синий и красный на каждого ребёнка; бумажные снежинки на каждого ребёнка; рисунок «мальчик и девочка на санках»; набор предметных картинок.
(На доске размещён лист ватмана с нарисованной сосной и горкой).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Какое сейчас время года? (Зима)
А какие явления в природе происходят зимой: - падает снег, наступают морозы, день короткий - ночь длинная, и т.д. – Ребята, покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Стук в дверь.
Ребята, вы слышите, к нам в дверь кто-то стучит, давайте посмотрим.
Педагог открывает дверь и забирает письмо, на котором написано АФРИКА.
Ребята посмотрите, нам с вами пришло письмо, на котором написано Африка, а вы знаете от кого оно?
Нет, не знаете, а давайте откроем его и прочитаем. Вы мне в этом поможете?
Педагог открывает конверт, достает письмо и читает детям.
Текст письма: здравствуйте ребята, пишет вам жираф Джек. Я живу в Африке, где всегда тепло, много солнца, пальмы, песок. Мне очень хочется узнать, что-же такое зима. Расскажите мне о ней.
2. Введение в тему. Создание игровой ситуации.
Ребята мы с вами поможем жирафу Джеку, расскажем ему о зиме, а для этого нам с вами необходимо составить зимнюю картину.
Но сначала отгадайте загадки:
1. Прилетают к нам зимою
И кружатся над землёю.
Очень лёгкие пушинки.
Это белые... СНЕЖИНКИ.
Молодцы, ребята! (выходит ребёнок и помещает изображение снежинки на ватман).
2. Синяя косынка, тёмненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать её… (синичка)
Давайте на картину поместим и синичку . (выходит ребёнок и помещает изображение синички на ватман)
А какой самый характерный символ зимы – правильно снег.
Произнесите слова «снежинка», «синичка», «снег».
Какой звук вы слышите первым в этих словах?
Правильно ребята, а вы догадались о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?
3. Сообщение темы. Характеристика звука.
Произнесите звук (С).
Давайте расскажем об этом звуке, какой он (согласный, твёрдый)
Очень много зимних слов на этот звук начинается: сосулька, санки, снегири, снежинки, снегопад;
Снег падает - снегопад, машина, которая ходит по снегу – снегоход.
И очень много получается родственных слов к слову снег.
Попробуйте подобрать родственные слова к слову «снег» (снежный, снегирь, снегурочка, снегопад, снегоход, снеговик)
Произнеси те звук (С*).
Какой это звук? (согласный, мягкий).
А какие зимние слова вы знаете с этим звуком?
4.Упражненя на развитие фонематического слуха.
1) (на столе разложены картинки большим комом)
Ребята, вот у нас большой ком, надо сделать его поменьше, убрать лишние картинки.
Уберите картинки, слова на которых не имеют звуков (с) и (С*).
Что- то ком всё равно большой, давайте теперь разделим оставшиеся карточки на слова с твёрдым звуком (С) и на слова с мягким звуком (С*).
(Дети разлаживают картинки, объясняя, почему отложили в ту или иную группу карточек.)
Ребята, посмотрите, у нас получилось три кома, а что можно сделать из них? Давайте покажем.
5. Физминутка.
Снежный ком на снежный ком,
А морковка вместо носа
Не боится он мороза…
Угадали речь о ком?
Знает мал и велик,
Это точно снеговик!
Правильно, молодцы, у нас получился снеговик.
(педагог помещает снеговика на доску)
Снежинки пуховые, (взмахи руками)
Весёлые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете (покружиться)
В молчании лесном
И землю устилаете (присесть)
Блестящим серебром.
6. Фонетический анализ слова.
Ребята, как вы думаете, чего или может кого не хватает на нашей картине?
Правильно с горки должны кататься дети.
(педагог или ребёнок цепляют на картину изображение девочки и мальчика на санках)
Придумайте детям имена, чтобы начинались на звук (С) или (С*). (Сима и Стас)
Давайте придумаем рассказ про детей. (дети придумывают рассказ из трёх предложений)
Сделаем разбор слова Сима.
(Один ребёнок выходит к доске, остальные на местах на маркерных досках рисуют схему слова.)
Какой звук первый? (мягкий согласный (С), значит зелёный кружочек)
Какой звук второй? (гласный (И), значит красный кружочек)
Какой звук третий? (твёрдый согласный(М), синий кружок)
Какой звук четвёртый? (гласный (А), значит красный кружок)
Разбор слова Стас вы сделаете самостоятельно на досках и проверите друг у друга.
(пока дети работали на досках к санкам крепится буква С, завёрнутая как подарок.)
7. Знакомство с буквой С.
Посмотрите, дети, на санках у Стаса что-то лежит.
Правильно, это буква С.
Посмотрите на букву, на что она похожа?
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
Пальчиком в воздухе напишем букву «С».
Возьмите доски, напишите букву на доске.
8. Автоматизация звука в слогах и словах. На доске написаны слоги: ОС, УС, ЫС, АС, ЭС,ИС, СА, СУ, СЫ, СЭ,СО,СИ.
Дети читают слоги.
Напишите эти слоги на своих досках.
Проверьте друг у друга.
9. Итог занятия.
Посмотрите какая картинка у нас получилась. А вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика.
Сейчас каждый из вас добавит что-нибудь снеговику.
(каждый из детей подходит к доске и прикрепляет пуговицу, ведро и т.д.)
Что нового мы узнали? (буквой «С» и звуками «С и С)
С какими словами познакомились? (родственными словами слова снег).
Вам понравилось на занятии?
Посмотрите, а у снеговика для вас сюрприз.
Каждый ребёнок получает снежинку.
Конспект занятия по развитию речи у детей 5-7 лет на тему "Звуки и буквы. Повторение"
Ликина Мария СергеевнаМесто работы: педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦРТ "Созвездие", г. Нижний Новгород
Тема открытого занятия «Звуки и буквы. Повторение».
Задачи : Закрепить полученные знания о звуках и буквах. Показать умение выделять гласный и согласный звук. Закрепить умение детей дифференцировать гласные, придающие мягкость и твердость согласному. Закрепить умение составлять слоги по схеме и составлять слова из слогов. Закрепить умение ставить ударение в словах и составлять предложения.
Материал : Карточки с гласными и согласными звуками. Карточки с синими и зелеными фишками. Карточки со слогами. Магнитная доска. Мультимедийная презентация на экране. Музыкальный центр и муз. записи.
Ход занятия:
Дети приглашаются в кабинет, оборудованный экраном, рассаживаются в произвольном порядке.
Педагог
: Добрый день, ребята!
Ответы детей
Педагог
: Скажите, пожалуйста, любите ли вы ходить в гости?
Ответы детей
Педагог: Здорово! И мы сегодня с вами отправимся в гости. В Королевство Звуков и Букв. И нас приветствует Королева Гласа
1 Слайд
Педагог
: Ребята, давайте вспомним какие же гласные буквы мы знаем.
Ответы детей
2 слайд
Педагог:
Совершенно верно. Но посмотрите, все буквы перепутались! Давайте поможем их разобрать!
Дети подходят к столу, на котором лежат вперемешку гласные и согласные буквы. Дети отбирают гласные.
Каждому учащемуся раздаются карточки с гласными буквами.
Педагог:
Молодцы! Все правильно! Теперь дорогие буквы, вам необходимо построится в линеечку-справа от меня буквы, придающие твердость согласному, слева-мягкость.
Дети смотрят на буквы и выстраиваются по заданию.
3 слайд
Педагог
: Здорово! Давайте посмотрим на экран в наше королевство. Синий домик-верно буквы собрались?
Ответы детей
Педагог: Зеленый домик-верно?
Ответы детей
Педагог: Да, все буквы по своим местам, по своим домикам. Теперь нам осталось их построить парами.
Педагог: Ребята, но ведь гласным буквам и звукам живется одним скучно, и мы с вами отправляемся снова в гости. Как вы думаете куда?
Ответы детей
Педагог:
К королеве Согласе, в королевство согласных букв и звуков.
4 слайд
Педагог: А как гласные и согласные буквы дружат между собой?
Ответы детей
Педагог:
Ребята, королева Согласа приготовила нам небольшое испытание. Что это появляется на экране?
5 слайд
Ответы детей
Педагог:
Вам нужно составить слог по предложенной схеме. Смотрите на экран и составляйте слоги на доске.
Педагог:
Вы отлично справились с заданием королевы Согласы!
А теперь давайте устроим прогулку. Вы будете «живыми» буквами, держите карточки перед собой и бегите гулять по полянке. Как только музыка остановится, вам нужно встать рядом с кем-либо и составить любой слог.
Дети играют, выполняя задание.
Педагог
: После нашей прогулки королевы приготовили нам еще испытания.
6 слайд
Педагог:
Ребята! Все слова рассыпались! Поможем их снова собрать?
Ответы детей
Педагог
: Делимся на 2 команды. Одна подходит к этому столику, другая – к этому.
Вам корзиночка с рассыпаными словами, и –вам. А я вам даю маленькую подсказку- слов должно получится 5.
Команды готовы?
Ответы детей. Дети складывают слова из данных слогов.
Педагог
: Проверяем?
Ответы детей
7 слайд
Педагог:
Королевы очень рады, что вы справились с испытанием. Теперь они прислали нам красивые фотографии
8 слайд
Педагог
: Какое это время года?
Ответы детей
Педагог
: Только я никак не пойму, какую загадку оставили нам королевы?!
Может вы поможете разгадать?
Ответы детей
Педагог:
Вот послушайте: одуванчик, лодка, ромашка, лето, каникулы, дерево.
Педагог читает слова с неверным ударением. Дети его исправляют.
Ответы детей
Педагог:
Отлично! Все это у нас есть летом!
Ребята, а во что складываются слова?
Ответы детей
Педагог
: Верно. С какой буквы начинается предложение?
Ответы детей
Педагог
: А чем заканчивается?
Ответы детей
Педагог
: Верно. Посмотрите на экран, королевы хотят нам что-то сказать…Давайте переставим слова и знаки так, чтобы получилось предложение.
Ответы детей
Педагог
: Ребята! Вы просто замечательно потрудились. Королевы очень рады были таким находчивым и сообразительным гостям, как вы! Спасибо за работу!
Презентация на тему: Звуки и буквы. Повторение
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.
Предмет: Развитие речи. Для детей старшей группы ДОУ
Метапредметные задачи:
1. Учить действовать по плану или инструкции
2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.
Предметные задачи:
Закреплять умения в составлении сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение.
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –ленивость
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый, скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
В группу приходить письмо от Незнайки: «Ребята помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться, не могу пока не придумаю свою сказку. Как надо придумывать сказки вам расскажет воспитатель»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А вы сможете? (Да)
Проходите за столы
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Ребята как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?(Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!)-А теперь ребята все подошли все ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
- Придумываем название команды, а я запишу на доске.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план.
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
-Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее, чтобы отправить Незнайке.
Первыми закончила команда …. Давайте послушаем
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
- Ребята у вас получилось выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. Затем воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану.- Давайте, ребята Незнайку тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь Незнайка по нашему плану сам сможет стать сказочниками.
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.
Приложенные файлы