Беседы с батюшкой. Христианин в современном мире. Беседа о том, как христианину жить духовной жизнью в светском мире
Преподаватель Московской Духовной академии. Мы будем благодарны читателям за вопросы и предложения к предстоящей конференции!
Мы часто слышим, говорим и пишем о духовной , о церковной жизни . Но – как, собственно, жить? Как жить так, чтобы «увлечение религией» не обернулось бедой для самого мирянина и его близких? В чем должно проявляться наше христианство? И как наша церковная и духовная жизнь может сочетаться с его «остальной» жизнью?
Ответ, который готов сорваться с языка, – православный христианин должен прежде всего ходить в храм. Точно, должен. Спору нет. Только вот хотелось бы понять – кому должен и зачем туда ходить? Попытаемся разобраться.
Для начала будет хорошо, если мы осознаем, что мы никому ничего не должны. Человек – таким его создал Господь. И он сам выбирает свой жизненный путь. Но, разумеется, любой выбор предполагает ответственность, а также логику дальнейших поступков. И если мой выбор – христианство, а лучше сказать – , то я буду прислушиваться к тому, что говорит мне Спаситель. А говорит он, среди прочего, вот что: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20). Это означает, что помимо домашней, индивидуальной , крайне важна молитва христианской общины – тогда с нами молится сам Христос.
И вот еще что говорит Спаситель: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6:53–57). Это – вторая причина, по которой мы собираемся в храме: мы приносим Богу Отцу бескровную жертву, которую однажды совершил и по сей день ежедневно совершает Сын Божий, и причащаемся, приобщаемся к этой жертве – к Телу и Крови Господним, к самому Господу.
Именно для этого мы ходим в храм. Не для того, чтобы ставить свечки, не для того, чтобы писать записки (хоть это всё тоже хорошо и правильно), но для того, чтобы молиться вместе с братьями и сестрами во Христе и всем вместе, во главе с епископом или пресвитером, совершать евхаристию и приобщаться к святым Тайнам.
Итак, ходить в храм действительно нужно. Но, повторюсь, не потому, что мы кому-то что-то должны, а потому, что Христос отдал нам Себя целиком, и с нашей стороны было бы просто черной неблагодарностью и свинством пренебрегать Его бесценным даром.
Как часто ходить в храм?
Напомню, мы говорим о мирянах, т. е. о людях, которые большую часть недели работают или учатся. Ясно, что мало у кого есть возможность ходить в храм ежедневно. Но со времен древней Церкви было принято собираться в храме в воскресный день – день Господень. Сюда же логично прибавить Пасху, двунадесятые и великие праздники (хотя многие из них попадают на будни, что делает участие в богослужении затруднительным). Конечно, есть множество святых, которых мы любим, есть иконы , которые тоже хочется почтить молитвой к Царице Небесной – но для этого вовсе не обязательно, забросив все дела и семью, бежать на полдня в храм. Вполне можно помолиться дома, почитать акафист, а лучше – канон из Минеи.
Как часто нужно причащаться? Я бы ответил так: .
Если вдуматься, то это нонсенс: прийти на литургию – и не причаститься. Распятый за нас Господь предлагает нам Свою Плоть, отдает нам Себя самого, а мы говорим: «Нет, Господи, я не достоин. Я вчера ел сосиску, я не вычитал правило, да и вообще я не далее как в прошлое воскресенье причащался. Не достоин. А вот в следующий раз, а лучше через пару недель, я уж попощусь, помолюсь – и буду достоин». Это то, что называется смирением паче гордости.
Впрочем, это отдельная тема, по которой уже много написано и сказано по меньшей мере со времен . Здесь нет возможности воспроизводить все аргументы за и против. Но я глубоко убежден, что для мирянина хорошо и правильно причащаться ежевоскресно.
Если мы будем исходить из причастия каждое воскресенье как нормы, нам придется задуматься над таким болезненным вопросом, как подготовка к причастию. Об этом тоже много говорилось.
Что касается поста, то церковные каноны знают лишь три вида поста: среду и пятницу, и евхаристический пост. Последнее представляет собой полное воздержание от пищи и питья с вечера накануне причастия (сейчас обычно говорят о полуночи) и до самого момента причащения. Требование поститься неделю или три дня перед причастием относится к той эпохе, когда многие причащались один раз в год или один раз в пост. При еженедельном причащении подобное требование абсурдно, вредно, да и попросту невыполнимо.
Думается, вполне достаточно, если человек постится в среду и пятницу, держит Великий пост (а по возможности – и другие многодневные посты). Требовать от мирянина постоянного поста в субботу или в четверг никто не вправе.
Другая составляющая традиционной – три канона и последование к причащению. Казалось бы, не так уж трудно выкроить полтора-два часа и вычитать все положенное. Однако в реальности оказывается, что это весьма нелегко. Постоянно приходится слышать: батюшка, простите, не успел прочесть. Да и сам батюшка, что уж греха таить, далеко не всегда «вычитывает» необходимое правило в полном объеме.
Но зададимся вот каким вопросом: почему именно таково молитвенное правило перед причастием? Мы читаем каноны, но ведь канон – это прежде всего составляющая часть утрени. И на воскресном всенощном бдении как раз и читается обычно три канона, только не покаянного, а прославительного характера. Что касается последования к причащению, то оно очевидным образом соотносится с евхаристическими молитвами.
Получается, следовательно, вот что: каноны воскресной утрени, которые трудно воспринимать на слух, проходят мимо сознания мирян; евхаристические молитвы миряне и вовсе не слышат. Вместо этого, «выстояв» в храме всенощную и готовясь «отстоять» литургию, мы читаем дома известные каноны и последование, заменяя, таким образом, сознательное участие в общественном богослужении келейной молитвой. Это еще одно свидетельство того, что причащение до сих пор воспринимается каким-то экстраординарным событием в жизни христианина, требующим дублирования уставного богослужения и уставных постов.
Как же быть с канонами и с последованием? Думается, вполне допустим такой подход: можно купить Октоих (стоит он не запредельно дорого) и в субботу вечером (а лучше, если есть такая возможность, – заранее, перед всенощной) прочесть три канона текущего гласа из воскресной службы. Или можно прочесть воскресный канон и канон богородичный, добавив к этому канон святому, память которого совпадает с воскресным днем. Правда, для этого нужна уже Минея, что вовсе не дешево. Однако все богослужебные тексты есть в Интернете, так что добыть их – не проблема, было бы желание.
Последование к причащению – вещь полезная. Но не менее, а гораздо более важно для любого христианина, будь то мирянин или священник, полноценное участие в евхаристии. К сожалению, с давних пор, как уже говорилось, евхаристические молитвы не читаются вслух. Впрочем, в некоторых храмах их всё же читают во всеуслышание. Вслух, как многие могли убедиться, читает их и . И это правильно, так как молитвы литургии – не эзотерические заклинания, но благодарение Небесного Отца от имени всей общины, а не одного лишь священника. Поэтому выход может быть таким: купить служебник или отдельную книжку с текстом литургии – и самому (разумеется, про себя) читать на службе литургийные молитвы. В этом нет никакого кощунства, ибо если молится только священник, то литургия перестает быть литургией – общим делом.
М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе, адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».
Так какой же должен быть истинный христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?
Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:
Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.
Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.
Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.
Быть неленостными на молитву.
Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.
Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.
Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.
Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.
Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.
Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.
Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.
Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.
Надо злых побеждать благим.
Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.
Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.
Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.
Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.
Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.
Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.
Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.
Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.
Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.
Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.
Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.
Смиряйтесь до конца жизни.
Не подражайте фарисею, который делал все напоказ людям. А вы доброе делайте втайне.
Наблюдайте за мыслями, потому что, кто соглашается с худыми мыслями, наслаждается ими, прогневляет Господа Бога. А те, кто не соглашаются с ними,противятся, получают венец Господа.
Жизнь христианина в миру
Вопрос: Как православный христианин должен жить в миру, общаться с другими людьми в семье, на работе, в быту?
Ответ: Церковная жизнь православного христианина не кончается за стенами храма.
Большую часть нашей жизни мы проводим в миру, общаясь с такими же, как мы сами, несовершенными и страдающими от своего несовершенства людьми.
Поэтому очень важно, чтобы мы не теряли от этого общения полученную в храме Благодать, но, напротив, преумножали Её победами над воинствующим против нас в этом мире Злом.
Церковь учит нас, как вести эту невидимую битву, как отражать нападения диавола, как укрепляться в Духе, как возрастать и совершенствоваться в добродетели, Она же предоставляет нам и целительные средства для излечения душевных ран, полученных от врага в этой битве.
Церковь именует христианина «воином Христовым». Опытный воин прекрасно понимает, что от степени его подготовки зависит не только победа, но и сама его жизнь, и потому старательно поддерживает свою боеспособность, уделяя немалое время на постоянную тренировку.
Также и христианин не должен позволять себе расслабляться и ослабевать на пути духовного совершенствования.
Оттого что вы не будете бороться с диаволом, он не перестанет нападать на вас, но, напротив, использует ваше послабление, чтобы ввести вас в грех и разграбить собранные вами плоды вашей духовной работы.
Нужно помнить, что с того момента, как вы встали на путь Спасения, на вас ополчается злобный противник, исполненый ненавистью ко всему святому, обладающий огромной силой и многотысячелетним опытом погубления человеческих душ.
Только человек, полагающийся не на свои слабые силы, но предающий себя в руки Божьи и вооружаемый Церковью оружием Благодати, имеет надежду выйти из этой битвы победителем.
Благодатью Святого Духа и смирением христианина сокрушается вся сила Сатаны.
Итак, выходя за стены храма в мир, приготовьтесь к борьбе с тремя главными врагами христианина: миром, плотью и диаволом.
Мир ополчается против нас своими искушениями: богатством и суетной славой, общением с людьми, чуждыми Духу Христову, политическими страстями и материальными заботами, страхами стать жертвой преступления и военными угрозами, пропагандой разврата и многими другими.
Плоть наша восстаёт на нас чревоугодием и блудной похотью, стремлением к телесному комфорту и наслаждениям, болезнями и ленью, всячески стремясь доказать своё превосходство над духом, заставляя человека все силы души употреблять на удовлетворение плотских потребностей.
Диавол же, используя все средства своих соратников мира и плоти, атакует нас помыслами, соблазнами и искушениями, используя для этого все органы чувств человека: зрение – поражая его видами чужого богатства, похотливыми фильмами и изображениями; слух – услаждая его льстивыми речами, отупляющей сознание музыкой и растлевающим душу сквернословием; обоняние – изысками кулинарных и косметических запахов; вкус – приучая его к сластолюбию и алкоголю; осязание – всей гаммой плотских ощущений: от удобной одежды до блудных прикосновений.
Главный же объект диавольких нападений – наш несовершенный, омраченный безбожием человеческий разум.
Диавол поражает его помыслами гордыни, возбуждает в нём уводящие от реальной жизни мечтания, приучает его полагаться не на Всеведущего и Всемогущего Бога, но на свои слабые силы, подталкивает к самокопанию и бесплодной пытливости в вещах второстепенных, уводит с пути познания Бога в дебри оккультных еретических учений.
Сознание человека, не просвещённого Истиной Евангелия, не преображенное Благодатью Святого Духа, становится союзником диавола в деле погубления человеческой души.
Поэтому очень важно, чтобы христианин учился реализовывать знания, получаемые через чтение Священного Писания и духовных книг, через проповеди священников, знания, подкрепленные собственным опытом молитвенного общения с Богом, в свою повседневную жизнь в миру.
Нужно учиться видеть окружающий мир глазами ученика Христова, соотносить свои мысли и поступки с Божьими Заповедями, в своих взаимоотношениях с близкими и чужими людьми руководствоваться главной Запоредью Любви, учащей нас не делать другим того, чего мы бы не хотели, чтобы делали нам.
Апостол Павел, в Послании к жителям Коринфа пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.»
И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, радуется же о истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.»
Из этих слов Апостола видно, что, не имея Любви, невозможно спасти душу и достичь Небесного Царства.
Однако сама по себе Любовь не вселяется в душу человека, если он сам не прилагает усилий для приобретения Её.
Свойства Любви, перечисленные Апостолом, то есть: долготерпение, милосердие, отсутствие гордости и зависти и прочие, они же есть и путь обретения Любви.
Если мы в общении с другими людьми приучаем себя проявлять терпение, милосердие, побеждаем в себе зависть и раздражение, то мы идём этим путём, и Любовь постепенно наполняет наше сердце, одновременно вытесняя из него всё нечистое и укрепляя в добродетельной жизни.
Поэтому мир для христианина есть не досадное препятствие на пути к совершенству души, но место и средство обретения этого совершенства.
Посмотрите на спортсменов – сколько времени и сил тратят они на изнурительные тренировки в спортивном зале, чтобы на краткий миг, стоя на пьедестале почёта, получить мимолётную человеческую славу.
Во сколько же раз усердней должны мы, христиане, трудиться над совершенствованием своей души, чтобы получить от Господа вечную славу в Царствии Его.
И если спортсмены специально создают и усиливают себе трудности на тренировках, отрабатывая преодолением этих трудностей своё мастерство, то нам нет нужды искусственно усиливать свои искушения, мир в достаточной мере доставляет их нам.
Нужно лишь, уповая на Бога и призывая Его Всесильную помощь, всеми силами стараться преодолевать встающие перед нами искушения в соответствии с Его Божественными Заповедями.
Каждый день, каждый час, а то и каждую минуту перед нами возникают ситуации, в которых мы можем проявить как лучшие христианские качества, так и слабость своей греховной природы.
Проснулись утром; Ангел-Хранитель шепчет: «встань на молитву», а разнеженная плоть в рабстве у лени, и диавол успокаивает помыслом: «да полежи ещё, да успеешь ты помолиться, а не успеешь – ничего страшного, Бог милостив – простит».
И вот, пока мы выбираем кого из них послушаться, время проходит, пора бежать на работу или учёбу, и мы выскакиваем из дома не помолившись, недовольные сами собой, потеряв данную Богом возможность испросить себе на весь грядущий день Его благословение.
Мы выходим из дома, нас толкает спешащий прохожий и мы кричим ему вслед: «Смотреть надо, куда идёшь, кретин!», и опять, вместо награды за терпение, получаем осуждение за грех гнева и злословия.
В транспорте, на работе, в семье перед нами постоянно возникают ситуации, когда мы можем либо заработать, либо потерять главное сокровище христианина – Благодать Святого Духа.
И от нас, от нашей собранности или расслабленности зависит, заработаем мы Её или же потеряем.
Итак, для того, чтобы наша жизнь в миру не разрушала наше единение с Богом, но способствовала его укреплению, необходимо научиться постоянно поддерживать свою душу в состоянии духовной активности.
Для того, чтобы помочь христианину, находясь в миру, совершать дело своего Спасения, Церковь подаёт ему свои средства, созданные на основании всего двухтысячелетнего опыта практической духовной жизни.
Главные из этих средств – молитва и пост .
Из книги Христос Проходит Рядом автора Эскрива Хосемария10. СМЕРТЬ ХРИСТА, ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА* Эта неделя, которую народная традиция именует Страстной, дает нам повод созерцать и переживать последние минуты земной жизни Христа. Благочестивые обычаи этих дней устремлены к Воскресению Христову, которое, по слову апостола Павла,
Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев НиколаевичЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ОБМАН ПЛОТИ. ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЖИЗНЬ ОБЩАЯ ВСЕМ ЛЮДЯМ Общее изложение главы одиннадцатой Когда Иисус, чувствуя себя готовым к смерти, пошел, чтобы выдать себя, Петр остановил его и спросил, куда он идет.Иисус отвечал: я иду туда, куда не можешь идти. Я
Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дняIV. Влияние Библейского учения о человеке на жизнь христианина Сотворив первую человеческую чету, Бог продемонстрировал Свою силу и мудрость. В этом смысле мы были сотворены для Его славы. Человек стал венцом творения и как «образ Божий» был представителем Бога перед
Из книги Избранный сосуд Божий. Удивительные подвиги преподобного Серафима Вырицкого. автора Автор неизвестенГ. Духовное воздействие на жизнь христианина Учение о новой земле и вечном царстве имеет большое значение, ибо оно не только является неотъемлемой частью библейских учений, но и важным фактором, поддерживающим христианскую веру и дающим практические благословения для
Из книги Воцерковление для начинающих церковную жизнь автора Торик Протоиерей АлександрО поведении православного христианина в миру Всякий труд, всякое дело и все свои способности направляли Василий и Ольга к единственной цели - спасению. Любовь к Богу и ближнему служила началом всякому их делу. Чудно просвещаемые Словом Божиим и отеческим руководством
Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов ИоаннЦерковная жизнь христианина Вопрос: С чего должен христианин начинать свою церковную жизнь?Ответ: С выполнения четвёртой заповеди Божьей, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой –
Из книги Может ли ещё молиться современный человек? автора Сурожский Митрополит Антоний79. Жизнь христианина подобна Великому посту До Пасхи остается две недели… Быстро бежит время, казалось, совсем недавно было Прощеное воскресенье, читался канон святого Андрея Критского, и вот незаметно прошла уже большая часть поста, и мы приблизились к Страстной неделе
Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник"Как сочетать молитвенную жизнь и деятельность в миру..?" Как сочетать молитвенную жизнь и деятельность в миру, работу, научную деятельность?В молитвенной жизни есть два аспекта. Можно ее сводить к молитвословию, к выполнению пpавил. Мой духовник, когда я был студентом
Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александра) В каких чертах Слово Божие изображает истинного христианина, и человека не христианина? Если собрать все места Писания, относящиеся к сему, то в них найдем ответы на следующие вопросы: что есть та и другая жизнь по происхождению своему, по действиям, по общему духу, по
Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский ЕфремОтдел 1. Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина, как христианина Издавна принято распределять такие правила по трем отношениям: к Богу, к ближним и к себе самому.Первыми указывается, с какими мыслями, чувствами и расположениями должен христианин
Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович33. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. 34. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Мысль, высказанная в 32-м стихе, обосновывается здесь указанием на то, что вообще хлебом небесным (здесь общее Божиим) может быть только то, что
Из книги Богословие личности автора Коллектив авторов Из книги автораСв. священномученик (епископ) Елевферий (О власти человека над животными с нравственными выводами для жизни христианина: а) вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий: б) благодарные чувства христианина к Богу за Его
Из книги автораПоучение 1-е. Св. мученица Иулиания (Жизнь в миру не препятствует достижению Царства Небесного) I. Св. мученица Иулиания, ныне празднуемая Церковью, достигши совершеннолетия, была обручена для замужества; но когда узнала, что жених ее явычник и не желает принять
Из книги автора1. Личность и жизнь христианина 1. Зизиулас исходит из того, что человек становится личностью благодаря все тем же тринитарным взаимоотношениям Отца и Сына. Мы превращаемся в личность в момент крещения именно потому, что оно представляет собой человеческое воплощение
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.
Отец Михаил, давайте начнем нашу беседу с того, что попытаемся как-то ответить на вопрос, который часто задают сегодня христианам и в особенности священникам: почему в мире так много зла? Мы знаем, что вчера во Франции произошло страшное происшествие, погибло много людей. И конечно, в связи с этим к людям верующим всегда возникает вопрос: почему столько войн, скорбей, бедствий происходит в нашем мире?
Можно только сочувствовать и скорбеть о жертвах французского теракта. И конечно, ужасно, что человек настолько извратил свой путь, что он становится источником смерти для себе подобных. Действительно, для очень многих людей существование в мире несправедливости, бедствий, войн дает сомнение в благости и величии Творца. Если Бог попускает быть такой неправде, такому злу, то либо Он не Всесилен, либо Он не Всеблагий. А как отвечали на этот вопрос люди веры?
В Ветхом Завете есть одна из самых драматичных книг - Книга Иова, которая повествует нам о страдании несправедливом, страдании праведника. И вот праведник Иов, который за одно мгновение практически лишается всего - детей, имущества, потом и здоровья, - вопрошает Бога: почему он страдает? Но вопросы Иова не приводят его к отречению от Бога. Более того, он заявляет: «Неужели мы доброе от Бога будем принимать, а злое (вернее то, что нам кажется злым) принимать не будем?»
Помните, к Иову приходят три друга - мудрые люди, которые говорят очень правильные вещи о том, что человек грешен перед Богом, что перед Богом и небеса нечисты, что в ангелах Своих Бог усматривает недостатки? И соответственно, всякое страдание, которое претерпевает человек, - справедливо. Но тем не менее друзья оказываются осуждены Богом, а Иов оправдан. Иов стучался, стучался в двери Божьего милосердия, и Бог открылся ему. А после того, как Иов получил полноту Откровения о Боге, он не стал ни о чем спрашивать, только сказал: «Приложу ладонь мою к моим устам». Иов не получил ответа на свои вопросы, но когда он увидел величие Божие и Божие милосердие, у него просто не осталось самих вопросов. Вот так поступал праведник, доверяя полностью Богу.
Грех, несправедливость - следствие человеческой деятельности. Человек совершил первый грех - в раю отпал от Бога, и как следствие отпадения от Источника жизни в мир вошли скорби, болезни, а в итоге смерть. Что сделал Бог? Когда человек стал грешным и несовершенным, Бог послал в мир Своего возлюбленного Сына, чтобы Сын Божий стал еще и Сыном Человеческим. Господь пришел не разрушить сложившийся греховный и ущербный миропорядок, Господь пришел разделить с нами нашу жизнь. Господь, будучи безгрешным, принес Себя на Кресте в Жертву за грехи всего мира. И наконец, Господь, будучи бессмертным, как Человек на Кресте принимает смерть.
Казалось бы, все силы зла привели Господа на Крест и это стало торжеством зла. Но на самом деле кто может бороться с Богом? Потому что смерть Христа Спасителя стала преддверием Его воскресения. Потому что Господь, претерпев смерть, смертью смерть разрушил, то есть неправду, зло, грех, величайшее злодеяние Господь претворил в Свою победу. И второй раз, как мы знаем, Господь придет в этот мир со славою судить живых и мертвых и Царству Его уже не будет конца. Вот тогда истребится грех, тогда истребится последний враг - смерть.
А пока милость Божию и Божие величие мы воспринимаем через веру. Вера - это не только убежденность в существовании иного невидимого духовного мира и его Творца, вера есть доверие Богу. Мы знаем Бога не просто как некий Высший Абсолют, между Которым и человеком не может быть ничего общего, мы знаем Бога как любящего Отца, Который посылает в мир Своего Сына (Сына, восходящего на Крест, чтобы претерпеть смерть), и, наконец, как Духа Святого, Господа Животворящего, Который в день Пятидесятницы снисходит на всех Христовых учеников и созидает на земле Церковь.
Не все вопросы имеют ответы. Авва Евагрий Понтийский когда-то говорил так: «Сейчас на этот вопрос нет ответа, но придет время, когда не будет самого вопроса».
- Нужно надеяться.
Верить, надеяться и любить.
- Книга Иова, которую Вы упомянули, - это книга о надежде, потому что Иов, несмотря ни на что, надеется…
Надеется на Бога, и надежда не постыжает праведника. Помните, в конце книги говорится, что Господь удвоил имение Иова, удвоил годы его жизни? А о детях сказано, что было у него семь сыновей и три дочери, и столько же Господь ему даровал еще: снова семь сыновей и трех дочерей. Потому что те дети, которые погибли, живы у Бога, ибо Господь говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, у Него живы все». И это тоже наша надежда.
Как сегодня нам научиться той надежде, которая была у Иова, которая была у Господа нашего Иисуса Христа на Голгофском Кресте, когда Он претерпевал страшные мучения?
Слава Богу, что все-таки мы живем не в самых тяжелых обстоятельствах (вспомним Иова). И мне кажется, что очень важно в жизни научиться благодарить Бога за все: за каждый прожитый день, за каждую человеческую встречу, за хорошую или за дождливую погоду. Потому что если мы учимся Бога благодарить, то тем самым свидетельствуем, что понимаем: мы находимся под Божиим покровом, нами в жизни должен руководить Промысл Божий. И тогда не только то, что нам радостно, но даже то, что скорбно и зачастую неприятно, мы будем принимать как дар Божественной любви.
Апостол Павел так и говорит: «Любящим Бога все содействует ко благу», не только доброе и хорошее, но и то, что таковым нам на первый взгляд не кажется. Все это содействует к нашему благу, но только в том случае, если мы учимся любить Бога и помнить, что у нас на голове волосы все сосчитаны. Помните, как говорили апостолы: «Господи, умножь в нас веру». Если так молились к своему Божественному Учителю Его ближайшие ученики, тем более мы, духовно маленькие, грешные люди должны просить у Бога укрепления веры, надежды, любви.
Апостол Павел в одном из своих посланий призывает верующих: «Радуйтесь; и еще говорю: радуйтесь!» Чувство радости нам очень знакомо в состоянии приподнятом, но ведь это говорится о всей нашей жизни. Как радоваться в страдании? Может ли страдание, какие-то тяжелые обстоятельства закалить человека именно в радости, а не в скорби и печали?
Я за то, чтобы в нашей жизни было меньше болезней и меньше страданий. Но человек всегда будет плакать, всегда будет переживать, испытывать те или иные физические, душевные, духовные страдания. Поэтому, конечно, в печали, в радости - всегда мы должны быть с Богом. Более того, человек и начинает по-настоящему верить и по-настоящему молиться чаще всего тогда, когда оказывается в стесненных жизненных обстоятельствах. Тогда человек действительно из глубины души обращает свой зов к Богу. А когда все размеренно, спокойно, хорошо, у человека есть ощущение, что он самодостаточен. А человек - существо не автономное: мы нуждаемся в Боге. Более того, Господь Бог сотворил нас для Себя, для того, чтобы человек общался в раю с Ним. Конечно, после грехопадения эта живая связь была прервана, но она восстановлена вновь во Христе Спасителе. И пребывая в Христовой Церкви, мы путем молитвы идем к Небесному Богу Отцу.
Если брать христианство две тысячи лет назад и сейчас, то сегодня перед христианином стоят такие же цели, что и раньше, или в связи с вызовами времени появляются какие-то новые цели, новые призывы к тому, кто именует себя учеником Христовым?
Я думаю, конечная цель человеческой жизни - спасение, это самое главное. Спасение - это пребывание с Богом, поиск Бога. На пути к Богу мы боремся с собой: со своими страстями, грехами, с соблазнами этого мира. Конечно, соблазны мира меняются, но наше сердце остается таким, каким оно было в те времена, когда Господь проповедовал на улицах Иерусалима. Поэтому, конечно, призвание человека, счастье человека не изменилось, оно сокрыто во Христе Спасителе. Наверно, Церковь является самым стабильным социальным институтом, потому что Церковь со времен апостолов сохраняет неизменно свое учение и свое устройство. Пребывать в Церкви нам, современным людям, необходимо, нужно. А для этого нужно, конечно же, учиться, потому что мир Церкви сложен, он развивался тысячелетиями. И самое главное, человек должен знать, что в Церкви он ищет Бога, а если он ищет Бога, то находит и самого себя.
Да, действительно так. Церковь - то место, которое открывает нам врата вечности. Потому что даже если посмотреть на ее устройство, священнослужителей, церковный обряд, литургию, - от всего этого веет древностью и даже более. То есть мы ощущаем и древность этой религии, и ее выход куда-то из этого земного пространства.
Всё так.
Что касается призвания, мы - христиане, мы знаем, что наше призвание быть с Богом. В то же время каждый человек ищет какое-то свое уникальное призвание. Как его найти христианину? И стоит ли его искать?
Сколько на Земле живет людей?
- Очень много.
Невозможно, чтобы каждый человек нашел себе дело по призванию и с утра с радостью вставал на работу, но каждый человек призван трудиться для того, чтобы жить, содержать себя и своих близких. Мне кажется, что если мы будем говорить все-таки не о профессиональной реализации, а о реализации человека как христианина, то все остальное (социальная, профессиональная, бытовая сфера) уходит на задний план. Мне кажется, что гораздо важнее в жизни найти Бога. И тогда не столь важно, состоялся ты как певец, как водитель автобуса или троллейбуса, - важно, что ты состоялся как христианин, важно, что идешь по пути к Богу. И тогда все остальные стороны жизни получают правильное измерение. Если человек реализовал себя в профессиональной сфере, он Бога за это благодарит. Если у него не было такой возможности, он нимало не смущается, потому что знает, что у него есть что-то гораздо большее, чем профессиональная реализация. Мне кажется, вот на этом надо делать акцент.
Но надо научиться, наверное, воспринимать жизнь так. Потому что часто люди, будучи уже и христианами, смотрят, предположим, на окружающих, видят, что вокруг есть люди супербогатые, а человек находится на другой ступени социальной лестницы, он пытается кого-то догнать, но у него не получается. И он задается вопросом: почему? Другие же живут! Такой аргумент: живут же люди, а почему я не могу?
Как-то странно устроен человек: он всегда смотрит на тех, кому лучше - у кого квартира больше, машина последней модели, здоровье лучше, зарплата больше. А почему человек никогда не смотрит на тех, кто нуждается в помощи, кто тяжело болеет?
У каждого человека своя жизнь, своя судьба. Поэтому зависть является одним из самых неприятных недостатков в человеке. Для того чтобы от зависти избавиться, надо помнить о своих личных отношениях с Богом. Опять же, если человек привык или хотя бы учится Бога благодарить, то как он может завидовать? Правда?
Поэтому будем избавляться от наших недостатков и будем понемножку, на чуть-чуть, через смирение приближаться к Богу.
Если человек только воцерковляется, то, как правило, он чувствует в себе огромные силы, чтобы, например, рассказать о Христе своим ближним или нести какое-то церковное послушание. Мне доводилось часто сталкиваться с вопросом: если я стал христианином, должен ли я нести какое-то церковное послушание? Обязательно ли это?
А мне это очень нравится. Мне нравится, когда молодые активные люди приходят в храм, через какое-то время подходят ко мне как к настоятелю и спрашивают, что они могли бы сделать для храма. И для таких молодых людей при нашем храме создано молодежное общество. Молодые люди собираются, вместе читают и изучают Евангелие, а потом делают какие-то простые добрые дела: посещают либо детский дом, либо с концертами дом престарелых. Это замечательно. Это та церковная жизнь, которая вдохновляется богослужением и которая продолжается за дверями храма. Потому что мы же христиане не только тогда, когда пришли на божественную службу, мы христиане и тогда, когда храм покидаем и выходим в мир. Помните замечательный возглас: «С миром изыдем!», который мы слышим в конце Божественной литургии?
Мы уходим в мир, который, по слову апостола Иоанна Богослова, лежит во зле, но мы уходим с миром Христовым. Потому что мир Христов дарит нам Сам Господь в Своей Церкви. И с этим миром мы идем исполнять свои обязанности, которые у каждого разные. И по возможности, конечно, мы проповедуем нашу веру. Но проповедуем как? Не хватая людей на улицах за рукава и не что-то им внушая, а всей своей жизнью в идеале. Потому что если люди знают, что мы христиане, они видят, что мы меняемся в лучшую сторону, тогда люди тоже хотят меняться, потому что в человеке заложена тяга к совершенству.
Бывает такое, что человек стремится к этому изменению и у него получается, а окружающие воспринимают это с негативом, например на работе начинают над ним смеяться, обзывать его «святошей». И человек думает: «Наверное, я что-то неправильно делаю... Дай-ка я изменюсь немножко вот в ту сторону». Как здесь найти компромисс со своими коллегами?
Все-таки мы меняемся не для того, чтобы это заметили окружающие. Мы меняемся для Бога. Поэтому если у нас в душе есть ощущение, что мы делаем что-то правильное, то для чего обращать внимание на то, что о нас говорят? Если человек делает какое-то серьезное дело в профессиональном плане (поэт, художник), он не может слушать мнения о своем труде, потому что будет зависим от этих мнений. А человек должен зависеть от себя и от Подателя всех благ.
Существует такое понятие: «евангельский поступок». Это что-то такое великое, и нужно ждать каких-то конкретных обстоятельств, чтобы совершить большое доброе дело, или же нам нужно собирать из малого?
Какой хороший вопрос, но у меня нет ответа. Мне кажется, евангельский поступок - это поступок в соответствии с нашей совестью, в соответствии с тем, что от нас хочет, ждет Господь. Милость - евангельский поступок, плакать с плачущим - евангельский поступок, радоваться успеху другого человека - евангельский поступок. Поэтому вся наша жизнь в идеале должна состоять из очень маленьких, но евангельских поступков.
Другое дело, что это не должно привести нас к повышенному самомнению, к возвеличению. К чему приводит нас духовная жизнь? К двум вещам: к полному осознанию своей малости перед Богом, осознанию того, что мы сами по себе ничего не можем, и, соответственно, к полной надежде на милующую благую Божию волю, которая на нас может совершаться.
Мы с Вами уже начали разговор о том, что если мы, христиане, меняемся, то совсем не для того, чтобы это заметили окружающие. Тем не менее окружающие часто это замечают, потому что даже во внешнем виде человека происходят значительные перемены: девушки, например, могут начать носить длинную юбку в пол, платок, выглядеть как-то скромнее после своего обращения; молодые люди в храм не могут позволить себе зайти в шортах, не ходят на какие-то вечеринки, на которые раньше ходили, и так далее и тому подобное. И вот на это люди обращают внимание. И здесь вопрос: христиане (люди, которые живут в миру) должны ли выглядеть как-то особенно или нет?
У меня есть такое ощущение, что христиан надо узнавать не по длинной бороде или длинной юбке, а по умным и добрым глазам. Просто действительно человеку легче даются внешние атрибуты, внешние вещи - так было всегда. Гораздо труднее вникнуть и попытаться переменить свою жизнь, чем просто наладить некий бытовой антураж. Мы слишком поверхностные люди, нам легко дается внешнее и очень тяжело дается внутреннее содержание нашей веры. Поэтому надо помнить, что жизнь с Богом - это не фасон платья или стрижка бороды. Жизнь с Богом - это сердце сокрушенное и смиренное, которое помнит о своем Творце и Создателе.
Что касается наших дел… Например, до того, как стать христианином, до своего воцерковления, человек играл такие направления в музыке, как punk или metal , то есть занимался таким творчеством, которое неформальное, необычное…
Ну, творчество всегда должно быть неформальным, правда?
- Да, конечно.
Тут происходит вот что. Когда человек обращается к Богу, то он действительно переосмысливает свою жизнь и от очень многих вещей, которые не являются грехом, просто отказывается. Например, писал человек стихи, романы, а став христианином, может перестать это делать. Через какое-то время, когда он уже немножко подрос духовно, он может к этому вернуться, но с осознанием того, что он - другой человек, и соответственно, в творчество он уже вкладывает несколько другое содержание. Поэтому очень правильно, что люди резко меняют, иногда обрывают какие-то свои дела после воцерковления. И очень хорошо, когда к хорошим делам они вновь возвращаются, но уже имея опыт христианской, молитвенной жизни.
- Что касается искусства, можно ли его делить сегодня на христианское и нехристианское?
Мне кажется, мы вообще живем во времена, когда есть не только культура, но и антикультура, есть очень многие вещи, которые направлены на расчеловечивание человека. И безусловно, это затрагивает массовое искусство, кинематограф, музыку.
Что касается современного искусства, как к нему относиться? Может ли христианство что-то внести в него? Мы знаем, что это явление очень неоднозначное…
Мне кажется, все искусство созвучно тоске по Богу. Потому что искусство являет нам ту гармонию, которой нет в мире после грехопадения (такая гармония была когда-то в раю). И поэтому искусство - это что-то очень важное, что говорит о сути человека. Красота Господа спасет мир. Поэтому всякое подлинное искусство для меня всегда свидетельствует о Боге. Великая русская литература нам свидетельствует о Боге?
- Конечно.
Фильмы Тарковского свидетельствуют о Боге? Конечно. Стихи Бродского свидетельствуют о Боге? Конечно. Поэтому искусство - это то, что делает жизнь более уютной, комфортной, красивой. Посмотрите, сколько в мире Церкви от искусства: архитектура храма, церковная иконопись, церковная живопись, пение, колокольные звоны - все это области церковного искусства. Поэтому мы - друзья любого творчества, лишь бы это творчество человека возвышало к небу, а не втаптывало в землю. И поэтому не важно, современное искусство или не современное, важен не стиль, не направление, - важно содержание, то, что вкладывает автор в свое произведение.
- Я знаю, что Вы тоже занимаетесь живописью…
Для отдыха.
Для отдыха тоже хорошо. Вопрос: что Вас вдохновляет? Потому что многие молодые люди размышляют о том, чем можно вдохновиться для того, чтобы создать какое-то хорошее, интересное произведение.
Вдохновением является вся наша жизнь: любая встреча, красивый вечер, хорошее настроение или, наоборот, пасмурное настроение - все это повод для вдохновения. Живя в нашем прекрасном городе Санкт-Петербурге, как не вдохновляться его красотой, его величием, его гармонией…
Согласен с Вами. Несмотря на то что иногда бывает очень пасмурно и хмуро, как было сегодня… Но потом выглянуло солнце.
А самое интересное: льет дождь, все вокруг серое, но надо помнить, что где-то там, за облаками, всегда светит солнце.
Хотелось бы Вам задать вопрос как священнику и как автору книг о богослужении: какое место в жизни христианина должно занимать богослужение, насколько часто он должен за богослужением молиться?
Что происходит в Церкви? В Церкви происходит служба, а самое главное, в Церкви происходят церковные таинства. Поэтому быть христианином - это жить в Церкви, а Церковь выражает себя через богослужение. Поэтому нет ничего важнее для христианина, чем участвовать в богослужении; соответственно, богослужение понимать и богослужение любить - это основа. Вот мы живем, целую неделю заняты делами, которые у каждого свои, а в воскресенье все готовимся прийти в храм, участвовать в Божественной литургии. Мы уходим, и впереди у нас еще одна неделя, и мы помним, что будем жить в этом мире с той радостью, с тем светом, который каждый раз является нам, когда в храме совершается литургия.
- Но любовь к богослужению воспитывается в человеке постепенно…
Воспитывается. И быть христианином - значит быть человеком, который воспитывается и растет.
- Православное богослужение очень красивое, но многим оно кажется очень сложным.
Оно реально очень сложное, потому что в нем отобразились столетия церковной истории, в богослужение входит еще и Ветхий Завет. То есть богослужение действительно - море, океан; в нем надо ориентироваться, и для этого, к счастью, у нас есть все возможности. Христиане в современном мире живут немножечко не так, как они жили две тысячи лет назад, но как здорово, что теперь у нас есть Интернет и мы можем найти там ответы на интересующие нас вопросы. Интернет не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться, читать книги, изучать языки, находить ответы на волнующие вопросы. Как замечательно, правда?
Да, действительно. И фраза, что все лучшее принадлежит нам, христианам, наверное, говорит о том, что нужно все использовать по назначению.
Фраза Иустина Философа.
- Да. Что касается богослужения, то часто возникают вопросы, у молодых людей в особенности: как его полюбить?
Но ведь молодому человеку гораздо легче что-то изучить, во что-то вникнуть. Как получить знания о богослужении? Прежде всего присутствовать на богослужении, читать книги, которых сейчас очень много, и помнить самое главное - Кто незримо присутствует в Церкви. Если мы хотим научиться любить Христа Спасителя, то должны понимать, что богослужение есть прославление, правильное славление Б ога. И если это так, то как не полюбить церковную службу? Потому что церковная служба выражает наше призвание: призвание христиан любить Бога, призвание христиан открывать Богу свое сердце и, наконец, призвание христиан Бога славословить. Лучше всего это выражено именно в богослужении. Человек начинает ходить в храм на богослужения, и постепенно служба начинает для него открываться.
И потом он уже может привести с собой друзей и объяснить им, что происходит, потому что сначала, конечно, трудновато…
Трудно, но любое хорошее дело требует усилия, пусть маленького, но подвига.
Что касается нашей повседневной жизни, часто бывает так, что человек стал Христовым учеником, воцерковился, но вокруг него (может быть, даже ближайшие члены семьи) люди совершенно неверующие или даже воспринимающие его «новую странность» (многие так могут сказать) в очень негативном ключе. Как такому человеку вести себя со своими ближними?
Конечно, сложная ситуация, когда близкие люди тебя не понимают и не принимают. Но от этого они не перестают быть нам близкими и нашими родными, поэтому дело христианина о таких людях смиренно молиться и иметь надежду, что терпение и труд все перетрут.
- Что касается любви…
Любовь - это то, к чему мы только стремимся, потому что если бы мы любили так, как надо, в полноте, мы были бы святыми, а раз этого не происходит, соответственно, мы еще только на пути. Будем учиться.
Бывают сегодня такие непростые ситуации, когда уверовавший молодой человек или девушка могут с людьми, которых они любили, разорвать отношения, потому что те являются неверующими. Как здесь быть? Стоит ли так делать? Это ли любовь?
Не знаю. А Вы как думаете? Мне кажется, я Вас постарше, давайте я Вас спрошу об этом. Вы моложе, Вы и скажите: стоит ли разрывать такие отношения?
- Я думаю, нет. Это, конечно, очень большое искушение.
Но если люди думают о создании семьи, то верующему человеку жить с неверующим очень тяжело. Ведь все-таки вера - вопрос фундаментальный. Поэтому у меня нет ответа на Ваш вопрос. А у Вас есть невеста, Михаил?
- Я Вам потом скажу, после эфира. Кстати говоря, у апостола Павла есть ответ на этот вопрос.
Апостол говорит о том, когда это уже данность, когда неверующий человек живет с верующей женой: «И как знать, не спасешь ли ты неверующего мужа?» Но это уже данность.
- Чтобы не разваливался брак, он так его поддерживает.
Сегодня предлагается масса литературы о вере, о том, как войти в Церковь и так далее. Но, конечно, первой и главной книгой является Евангелие. Понятно, что Евангелие должно быть настольной книгой христианина, но с чего начинать: что должно быть настольной книгой в настольной книге? Может быть, какая-то отдельная и первая? Или это должен быть свой, индивидуальный выбор?
Мне кажется, Вы ответили. Люди разные, и разных людей увлекают разные вещи, разные стороны христианской жизни. Мне, например, всегда было очень интересно читать толкование на Евангелие. Но Вам, например, может быть интересно больше читать жития святых. Кому-то интересно читать об истории Церкви. Все, что нас вдохновляет, что подвигает двигаться вперед, - все это можно только приветствовать.
Хорошо было бы, дорогой Михаил, чтобы у Вас настольными книгами стали и мои книги, мне было бы просто по-человечески приятно. Но я шучу, конечно.
На самом деле так и есть. Поскольку у Вас есть книги о православном богослужении, а я занимаюсь литургикой, то, конечно, использую и Ваши. Спасибо!
Спасибо!
- Что касается настольных книг…
А вот, например, книга аввы Дорофея - это настольная книга для христианина? Конечно. «Невидимая брань» Никодима Святогорца - настольная книга? Труды Паисия Святогорца? Конечно. Это то, что можно перечитывать. И каждый раз открывать для себя что-то новое, каждый раз вдохновляться.
- Согласен с Вами. Отец Михаил, очень многие сегодня заболевают какой-то тоской, унынием и пресыщенностью…
Правда? Я не замечал. Но буду знать. Мне кажется, жизнь у нас не очень легкая, поэтому какая же тут пресыщенность?
- Бывает такое, что и христиан это касается: и их улавливает этот силок тоски, уныния, печали…
Святой праведный Алексий Мечев сказал: «Нетрудящийся не достоин звания человека». Надо понуждать себя трудиться на всех уровнях: физическом, душевном, духовном. А если этого не делать, то, конечно, человек будет впадать сначала в лень, потом в тоску, потом - в уныние.
Один мой товарищ задал мне как-то раз вопрос, я хотел бы адресовать его Вам, поскольку мне было очень трудно на него ответить. Он сказал: «Вот у нас есть заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Ближний - тот, кто рядом. Все люди для нас ближние, потому что все мы - создания Божии. Но у меня не получается уйти дальше своего ближнего семейного круга: у меня есть отец, мать, например, бабушка, и я их люблю. А остальных я не могу любить. Как мне этому научиться сегодня?»
Мне кажется, вопрос совершенно правильный и человек оценивает себя абсолютно трезво. Действительно, наших сил очень мало. Дай Бог хотя бы правильно любить своих самых родных. Конечно, человек по-разному относится к окружающим людям в детстве, юности, зрелости. Совсем по-другому начинаешь относиться к людям, когда у тебя появляются собственные дети. Это вопрос зрелости, взросления. У меня нет ответа для Вашего друга, оставим все это на время. Но очень правильно, когда человек себя оценивает реально. Потому что очень многие люди ставят себе некие высокие планки, которых совершенно не достигают, но думают, что соответствуют этому своему выбору.
Вот как раз об этих планках хотелось бы тоже спросить, потому что часто и студенты духовной академии тоже задаются этим вопросом. Когда человек принимает решение измениться, он действительно может задать себе очень высокую планку…
В юности, наверное, надо ставить себе такие цели, пусть недостижимые, но они действительно нас побуждают изменять свою жизнь.
- Но иной раз получается так: прыжок - и…
Мы живем, взрослеем и получаем опыт, что мы очень мало соответствуем тому, что от нас требуется. И это заставляет нас потихонечку смиряться и ставить уже для себя реальные задачи.
- Это всегда не так просто, потому что хочется парить…
В юности и необходимо быть увлеченным, живым. Пусть это, конечно, приведет к ошибкам, но на ошибках мы учимся.
Возвращусь к предыдущему вопросу: многих людей интересует, как священник воспитывает в себе любовь к людям.
С большим трудом. Потому что иногда нам кажется, что люди делают все от них зависящее, чтобы их не любили. Все-таки священник должен понимать: то, что он совершает, превосходит его немощные силы. Поэтому все, что в итоге мы можем сказать: «Господи, прости нас, грешных! Господи, помоги нам!» Потому что сам по себе человек не в силах измениться, сам по себе человек ничего в духовном плане не может. Но Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего», то есть Богу все возможно. И вот открыть свое сердце Богу, впустить Бога в свою жизнь, прилепиться к Богу - это задача и священника, и каждого верующего человека. И тогда действительно то, что мы по своей немощи сделать не можем, сделает Божия милость, Божия благодать. Потихонечку.
- Сегодняшнее время называют часто временем эгоцентричным…
Конечно, сидят молодые люди в кафе, у каждого - мобильный телефон и каждый смотрит в его экран. Это всем знакомая картинка, правда?
Да, это большая проблема. Но на это уже обратили внимание, и даже существуют такие центры, парки, где человек на входе должен сдать мобильный телефон…
Как хорошо!
- Это точно. Насчет эгоцентричности… Ведь Господь призывает нас не то чтобы отказаться от своего «я»…
Чтобы найти свое подлинное «я», надо отказаться от того, что в нас не от Бога, что в нас лишнее. То есть действительно, отказываясь от себя, мы себя обретаем. Ущемляя себя, урезая в чем-то, мы получаем некую свободу.
- Как говорят: наше только то, что мы отдаем.
Да, это слова преподобного Максима Исповедника: твое то, что ты отдал. Конечно, нам до этого надо еще дорасти.
Наверное, каждый, кто хоть раз сделал действительно доброе дело, не то чтобы себя возвеличил, но испытал именно ту радость…
Давайте я Вам расскажу веселую историю по этому поводу. Один мальчик в школе заявляет: «А мой папа говорит, что лучше давать, чем получать». - «У тебя папа, наверно, священник?» - «Нет, боксер».
Давать, конечно, хорошо, потому что когда мы даем, мы опять же исполняем свое христианское предназначение - быть людьми, которые несут радость.
- Если резюмировать нашу сегодняшнюю встречу, то давайте попробуем нарисовать некий образ христианина XXI века.
Дорогой Михаил, вы - выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии. Вы для меня и есть такой молодой человек, который живет в нашем замечательном городе в XXI веке, трудится на православном телеканале, продолжает учиться уже в Санкт-Петербургской духовной академии. Вы для меня такой замечательный пример молодого человека, который реализует самое главное - свою христианскую свободу.
Спасибо, отец Михаил. А Вы для меня (думаю, и для всех наших телезрителей) образ священника, служителя Божия. Не каждому быть священником, но каждому нужно стремиться быть таким же…
Апостол говорит, что все христиане - это царское священство. То есть все христиане призваны к общению с Богом. В этом плане у нас у всех есть такое замечательное призвание - служить Богу, Бога славить.
- Кто к чему призван, в том пусть и служит. Отец Михаил, что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям сегодня?
Мы уже сегодня говорили о том, что призвание христианина - молиться, радоваться, благодарить. Всем нашим дорогим телезрителям я и пожелаю, чтобы в жизни была радость, было благодарение Бога и горячая к Богу молитва.
- Спасибо Вам большое, отец Михаил, за сегодняшнюю очень интересную беседу.
Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова
Многие из нас сегодня живут привычной жизнью: в суете и заботах. Однако рано или поздно наступает момент, когда человек прозревает, приходит к осознанию того, что все земное богатство – будь то молодость, красота, деньги, слава – временно. А вечна лишь наша бессмертная душа и о ней мы должны позаботиться в первую очередь.
Сегодня со священником Владимиром Авсеенко, благочинным Мучкапского церковного округа, мы поговорим на тему: НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.
— Отец Владимир, что такое духовная жизнь? Для чего она нужна?
Духовная жизнь является определяющим фактором для человека и человечества в целом. Тело - это только одна наша часть, оно является хранительницей души – главной составляющей человека. Как для поддержания тела ежедневно требуется пища, так и для души необходимо питание, но питание иное — духовное. Оно складывается из участия в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, прежде всего, Таинствах Исповеди и Причащения, в доброделании, в домашней молитве, чтении Евангелия и духовной литературы.
Духовная жизнь — это жизнь с Богом. От Бога нас отделяют лишь наши грехи, они создают преграду между нами и Господом. Чтобы разрушить эту преграду, мы должны вести постоянную борьбу с грехом в себе, избавляясь от пагубных пристрастий.
Желание жить духовно заложено в каждом из нас, независимо от веры и национальности. Господь определил для человека высшую степень понимания добра и зла - совесть, которая определяет нашу нравственную жизнь. И вот по совести в каждом человеке определяется так называемая жажда духовной жизни. Однако, сегодня человек, получив неправильный ориентир в жизни, начинает искать истину в другом. Он ищет справедливости в жизни. Но ее как таковой в мире не найти. Сколько у нас населения сейчас? Около семи миллиардов человек; и у каждого своя правда, и каждый ищет ее. А где же на самом деле истина? А Истина одна - Христос, Который говорит, что «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6).
— Как начать совершенствоваться обычному человеку, который никогда не жил духовной жизнью?
— Очень важно, чтобы основы духовной жизни закладывались в семье, в процессе воспитания. При этом воспитание начинается не тогда, когда ребенок подрастает, становится сознательным, а сразу же после зачатия. Духовная жизнь будущей мамы в этом случае является правильным основанием для формирования личности ее ребенка.
Семья – это главное в начале духовного пути. Однако, если человек вырос в неверующей семье и никогда не жил духовной жизнью, то первым шагом на пути к Богу станет его четкое осознание, что жизнь на земле обязательно закончится и за чертой смерти ему предстоит дать неизбежный ответ за прожитые годы. Исключений нет – это участь и верующих, и атеистов. После такого осознания человеку нужно понять, что главной помощницей в деле спасения его души станет Церковь.
Каждое растение питается от корней своих. Так же и человек– если он оторвется от корней – от веры, православных традиций, тогда потеряет свое назначение. А это очень опасно, потому как это приводит к деградации личности, к бедствиям, революциям…
— Правила прохождения духовного пути индивидуальны для каждого человека или они подчинены какому-то общему принципу?
— Конечно, у каждого человека в жизни своя дорога, свой путь ко спасению. Но главная задача каждого из нас - подготовить себя к жизни вечной. Жизнь, которую мы проживаем на земле, до обидного мала. Мы же читаем Псалтирь, знаем, как Господь говорит нам через царя Давида, что «жизнь наша семьдесят, аще в силах — восемьдесят лет и многие из них — труд и болезнь» (Пс.89,10).
Из Священного Писания нам известно, что первые люди жили девятьсот с лишним лет, а сегодня мы пребываем на земле очень недолго, и в этот короткий срок нужно успеть сделать как можно больше доброго, а главное – жить по совести.
Как жить духовной жизнью в современном мире? Мы не должны бежать от мира в его прямом понимании, потому что мы в нем живем, мы - его часть. Однако мы обязаны бежать от пороков и страстей, которые сопутствуют миру. Как? Жизнью воздержанной. Церковь, как любящая мать, помогает нам в этом, устанавливая четырежды в год многодневные посты. Церковь постоянно напоминает: «Человек, опомнись, для чего ты живешь? Воздержись!». При этом главным является воздержание духовное. Так, в Священном Писании мы читаем: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Кто хочет иметь счастье и благоденствие, тот должен связать руки от дурных дел, а уста свои закрыть от дурных слов.
Нужно только начать идти к Богу. Сам Господь говорит нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).
— Какой совет Вы дадите тем, кто впервые в жизни решил начать молиться и поститься? Как определить свою меру?
Для начала нужно приложить какое-то усилие воли, поставить себе цель — жить по совести. По свободной воле человек может многое делать: молиться - не молиться, поститься – не поститься… Помните, когда по обе стороны от Христа были распяты два разбойника, поносящие Христа, один из них вдруг опомнился и сказал: «Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя Господи во Царствии Твоем» (Лк.23,41–42), и услышал ответ от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). А что же второй? Тот продолжал поносить Христа. Господь мог бы сказать и второму: «Опомнись!». Но нет, Он уважает свободную волю человека.
Дар, который вручил нам Господь - свободную волю — это удивительный дар. Свобода - это когда есть право выбора. Главное — сделать правильный выбор в жизни, чтобы добро, а не разрушающее зло, стало ее главной составляющей.
Что касается меры молитвы и поста для новоначальных, то нужно помнить, что младенец нуждается в грудном молоке, по мере возрастания ребенок принимает более твердую пищу и так далее. Так и в духовной жизни: человек, только встающий на путь духовного совершенствования, начинает с самого малого. Лучше, если он придет в храм и вместе со священником определит для себя молитвенную меру, степень постного воздержания, которые сможет понести. Нужно только сделать первый шаг и призвать на помощь Бога: «Господи, помоги мне», а остальное Господь устроит. Разумеется, при участии нашей воли.
Молиться нужно утром и вечером, а также перед вкушением пищи и после трапезы нужно вспоминать о Боге. Перекрестившись, кратко просить у Него благословение на всякое дело. А Господь на хорошее дело всегда укрепит, от дурного — оградит.
— Назовите наиболее характерные ошибки в самом начале духовного пути.
По неопытности человек может очень много на себя взять, чрезмерно обременив себя. Особенно это касается поста: воздержанность в пище, питие или непосильный молитвенный подвиг. Человек духовно надрывается и ослабевает, от чего впоследствии могут быть и разочарование, и болезни. Чтобы не допустить этого, нужно руководствоваться советами священника.
— С какими препятствиями может столкнуться начинающий духовную жизнь?
Препятствие - это, прежде всего, я сам. Сам с собой человек борется всегда. Ведь в нас помимо духовного начала есть и вторая сторона – печать первородного греха, склонность ко всему порочному. Чтобы искоренить в себе это, необходимо помнить свое предназначение на земле. Нужно идти спасительным путем исполнения евангельских заповедей, ожидая и веруя, что после смерти мы перешагнем порог Отчего дома и наследуем Царство Небесное.
— Когда начало духовной жизни положено, как удержаться, не сойти с правильного, спасительного пути?
Нужно приходить в храм не от случая к случаю. Нужно быть частью Церкви. В Церкви — Таинства, которыми мы живем.
Ничего само по себе не происходит в нашей жизни. Господь все так премудро устроил, установил все законы нашего бытия. И только от нашего неверия, потребительского отношения к жизни Господь попускает в различных территориях засухи, наводнения, землетрясения — это же глас трубы вразумляющий: «Одумайся, человек!». А нам все кажется, что это не с нами происходит.
Вспомните библейскую историю, когда упала башня и убила восемнадцать человек. Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13,4-5). Понимаете? Погибнете! Это значит — не будете иметь жизни будущего века. Это очень опасно. Поэтому, пока есть время - будем исправлять свой жизненный путь через покаяние и отвращение греховных привычек. Надо только начать, а Господь поможет…
- Благодарим Вас, батюшка, за интересную и познавательную беседу.