Снимаем велосипедную цепь. Как производится замена цепи на велосипеде? Снятие велосипедной цепи
При должной подготовке отремонтировать на дороге велосипедную цепь не сложнее, чем .
Что вам понадобится для ремонта велосипедной цепи.
Для ремонта повреждённой цепи на велосипеде потребуется только инструмент для монтажа цепи. Он компактный и обычно входит в состав многих . Возможно, подобный инструмент входит в состав одного из ваших многофункциональных инструментов и вы просто не знали для чего он нужен!
Дома ремонт цепи велосипеда можно произвести с помощью молотка и плоскогубцев, но в дорогу их с собой не возьмёшь. В поездке ремонтировать цепь придётся только с помощью лёгкого инструмента для монтажа цепи.
Как обычно ломается цепь?
Чаще всего цепь ломается, когда вы вращаете на полную мощность и одновременно на переднем переключателе. Другие причины поломок цепи встречаются очень редко, в лучшем случае один раз на миллион. У вас есть шанс с ними встретиться только, если вы очень много катаетесь на велосипеде. Например, как-то из-под моего переднего колеса вылетел гвоздь, который угодил прямо в цепь и попал на звездочку. Кто бы мог подумать, что такое может случиться?
Как работает велосипедная цепь?
Звенья цепи соединяются друг с другом с помощью стального штифта. Для снятия или установки звена необходимо вынять или забить штифт с помощью инструмента для монтажа цепи (или молотка). Для ремонта цепи вам потребуется просто удалить повреждённые звенья и соединить концы цепи с неповреждёнными звеньями. На велосипедах с классическими переключателями передач цепь немного больше, чем требуется для её работы, так что вы можете безболезненно удалить несколько звеньев. На и звеньев, которые можно безболезненно удалить, скорей всего не будет. Так что в этом случае вам придётся взять с собой новую цепь или старую цепь, с которой вы сможете снять недостающие звенья.
Стоит ли вообще ремонтировать велосипедную цепь на дороге?
Лучше всего не ремонтировать цепь прямо на дороге. Ремонт цепи — это одна из самых грязных работ. Если на вас новая одежда, то после ремонта цепи вы скорей всего сможете с ней попрощаться. Вероятно, самым лучшим решением будет вызвать такси или прикрепить велосипед на и поехать домой на общественном транспорте — вернётесь потом в старой одежде и спокойно отремонтируете цепь.
С чего начать ремонт велосипедной цепи.
Допустим вы уже переоделись в старую одежду и готовы приступить к работе. Чтобы вам было легче осмотреть цепь — переверните велосипед.
Осмотрите два сломанных конца цепи: один конец (а возможно и два) повреждён и нуждается в замене. С повреждённого конца цепи вам придётся снять два звена цепи. Почему нужно снять два звена, а не один — наверное спросите вы? Так как цепь состоит из звеньев двух типов, то если вы снимите только одно звено, то не сможете соединить два звена одного типа.
В месте, где цепь необходимо разомкнуть, поместите её в паз инструмента для монтажа цепи (смотрите фотографию). Тот же самый порядок действий и при ремонте изношенной цепи.
Разъединение цепи с помощью инструмента для монтажа цепи и без него.
Чтобы начать выталкивать пин из цепи, поверните ручку на инструменте для монтажа цепи (смотрите фото). Постарайтесь выравнять ось на инструменте для монтажа цепи по пину на цепи (иногда она немного соскальзывает).
Не проталкивайте пин до конца — протолкните его настолько, чтобы этого было достаточно для разъединения цепи (смотрите фото). Оставшийся отрезок пина необходимо оставить в цепи, чтобы его можно было легко протолкнуть попозже.
Если у вас нет инструмента для монтажа цепи, то вам придётся найти кусочек древесины и просверлить в нём небольшое отверстие. Разместите над просверленным отверстием пин, который необходимо удалить. Найдите мелкий крепёжный винт примерно такого же размера, что и пин, и используйте его в качестве гвоздики. Ударьте по нему молотком, чтобы выбить пин из цепи на требуемое расстояние. Бейте очень аккуратно, чтобы не выбить его полностью из цепи.
Присоединение звеньев.
Перед тем, как соединить обо конца цепи, оденьте её назад на звёздочки. Будет просто замечательно, если ваш друг сможет помочь вам подержать два конца цепи в нужном положении, пока вы будете их соединять.
С помощью инструмента для монтажа цепи вставьте пин обратно на своё место (смотрите фото). Это самая сложная часть работы, так необходимо держать инструмент на одной линии с пином. Если вы просто устанавливаете новую цепь, то большинство цепей поставляются со специальным звеном (замком), позволяющим снимать и устанавливать цепь без необходимости вынимать пины.
Отрегулируйте только что установленное звено.
Как только пин стал на место, присоединённое звено не будет хорошо гнуться. Подвигайте звено вперёд назад (смотрите фото), пока она не станет хорошо гнуться, чтобы могла спокойно проходить вокруг шестерёнок.
Посмотрите на свои руки — теперь вы можете почувствовать себя настоящим веломехаником.
Использование старой цепи.
Если вы просто установили новую цепь в удобной обстановке у себя дома, то старую цепь не выбрасывайте — вы можете использовать её в качестве поставщика запасных звеньев! Так как вы уже научились снимать и устанавливать звенья, то можете использовать старую цепь в качестве замка для седла. сейчас стоит очень дорого и дополнительная ему никак не помешает.
Кроме того вы можете самостоятельно изготовить из цепи браслет или серёжку. Но придётся проделать довольно большое отверстие в ухе и само ухо должно выдержать вес такой серёжки.
Как я уже писал, цепь велосипеда – расходный материал , подлежащий своевременной замене. Продлить ее ресурс можно регулярным ее обслуживанием. Кстати, при установке новой системы и кассеты обязательно не экономьте на новой цепи – дороже выйдет!
Если у вас еще есть вопрос: «Зачем мне нужно менять цепь?», читаем про и зачем это нужно. Если вопросов больше не осталось – приступим.
Велосипедная цепь с замком
Часто на цепи устанавливают специальные замки для цепи, предназначенные для ее быстрого снятия/установки. Замки производятся практически всеми производителями цепей и отличаются лишь по ширине цепи (в зависимости от количества звезд в кассете). Использование замка для цепи имеет свои плюсы и минусы.
+ Плюсы замка для цепи
- Для снятия/установки цепи не требуется дополнительный инструмент;
- Облегчается чистка цепи
Проще промыть снятую цепь, чем установленную на велосипед. Особенно критично это для любителей парафинить цепь вместо смазки;
- Запасной замок
Неплохо иметь в дороге запасной замок для цепи на случай разрыва имеющегося как наиболее слабого звена;
- Не нужен ремонтный пин
Производители некоторых цепей (например, shimano) в инструкции прямо указывают, что после снятия цепи вытащенный пин повторно для установки использовать нельзя. Нужно использовать специальные ремонтные пины , которые стоят немало и в России продаются не везде;
- Тугой ход многоскоростных замков
Не всякий замок в реальности получается снять руками, без плоскогубцев или специального инструмента для снятия замка. Особенно это касается 10- и 11-скоростных замков;
- Поломка замка
Прочность замка обычно уступает прочности обычных звеньев, в связи с чем возникает риск разрыва цепи именно в месте установки замка;
- Порванные звенья цепи
К сожалению, не всегда цепь порвется именно на замке, а даже и в таком случае могут повредиться соседние звенья. В таком случае без выжимки цепи или кустарных методов уже не обойтись;
- Определенное количество снятий/установок замка
Так, в инструкции к замку KMC прямо написано, что его нужно менять после трех установок/снятий.
— Минусы замка для цепи
Кстати! Любую операцию с цепью, особенно в пути, имеет смысл делать в одноразовых резиновых/латексных перчатках . Поменять цепь и не измазаться – не получится, если только вы не варите ее в парафине.
Велосипедная цепь без замка
Основным приспо-соб-ле-нием для смены цепи является велосипедная выжимка цепи . Она представляет из себя простое устройство, предназначенное для разъединения и соединения звеньев цепи путем выжимки/запрессовки пина.
Как снять цепь выжимкой
Все очень просто. Недавно проделал эту операцию буквально за несколько минут простой выжимкой в составе мультитула. Почему-то родная цепь КМС на велосипеде стояла без замка, хотя новая аналогичная KMC X9-73 пришла с замком.
Кстати, перед установкой новой цепи пришлось удалить 4 лишних звена, для чего в любом случае понадобится выжимка. Оставшиеся звенья стоит оставить как запасные или сделать такую штуку.
- Чтобы разъединить цепь, необходимо выпрессовать один выбранный пин с помощью выжимки.
При этом следует обратить внимание, что нельзя выпрессовывать соединительный пин, который имеется в некоторых цепях. Соединительный пин отличается от остальных — поэтому различить его достаточно просто.
Вставьте звено цепи в инструмент и закрепите винтом. Обратите внимание на то, что в некоторых выжимках цепи есть два посадочных места, одно место для выпрессовывания оси (оно находится ближе к фиксирующему винту), а второе место используется только для регулировки оси. Цепь следует укладывать ближе к регулировочному винту. Заворачивайте аккуратно винт выжимки, тем самым выдавливая пин.
- В процессе выпрессовки стоит проверить соосность: не не дает ли регулировочный винт гнуться звену, а острие выжимки давит на пин, а не на звено.
При этом не должно быть перекосов или каких-то странных положений цепи в выжимке.
- Не выдавливайте пин до конца, если хотите собрать звено с ним же, иначе будет сложно устанавливать его обратно!
- Цепь снята.
Помните, что каждый раз для выпрессовки следует выбирать новый пин, поскольку прочность разъединенного и собранного вновь звена значительно уменьшается!
- Устанавливаемая цепь должна подходить по длине и ширине.
Ширина цепи зависит от количества звезд на кассете: чем больше звезд, тем уже цепь. Поэтому будьте внимательны и не покупайте на 7-скоростную кассету 10-скоростную цепь!
Регулировка длины осуществляется путем удаления лишних звеньев из цепи способом, описанным выше. Учтите: если вы собираетесь использовать замок для цепи, удалять нужно на 1 звено больше.
Если в комплекте с цепью шел ремонтный пин, либо вы купили его отдельно – используем его. Иначе запрессовываем имеющийся пин.
- Для установки цепи переведите передний и задний переключатели скоростей на самые маленькие звездочки.
Затем проденьте цепь через рамку переключателя. Осторожно, не перепутайте направления: верхний ролик цепь проходит справа, а нижний — слева.
- Соединяем разомкнутые звенья, устанавливаем пин.
Вставляем звено в выжимку цепи и закрепляем фиксирующим винтом. Вращением рукоятки выжимки цепи впрессовывайте пин на место, он должен сравняться с краями цепи. Вынимайте цепь из выжимки, при необходимости обломайте конец ремонтного пина.
- Проверьте, чтобы это звено цепи свободно изгибалось.
Если оно ходит туго, нужно отрегулировать звено выжимкой. Вставляйте звено во второе посадочное место выжимки (дальнее от регулировочного винта), и совсем немного выдавите пин в обратную сторону. Если второго посадочного места в выжимке нет — просто разомните звено руками.
Как установить цепь выжимкой
Почти на всех отечественных дорожных байках цепи изготавливаются таким способом, что их можно разделить. Один отрезок такой цепи имеет в себе специальный замок. А на спортивных велосипедах произвести цепь с разъемной ячейкой не получиться, потому что данный замок будет мешать переключению передач. Однако в последнее время изготавливаются разъемные цепи специально для спортивных велосипедов.
Надобность снимать цепь возникает в достаточной степени часто – так например, для ее замены или полной очистки. В случае если после замены кассеты или всей системы изменилось количество зубьев на них, то в этом случае цепь придется нарастить (установив дополнительные) или наоборот — укоротить (сняв лишние звенья). При любых обстоятельствах для этого придется закрепить ось из звеньев цепи. Как и во всем деле нужно учитывать некоторые нюансы. Если все делать правильно, то в будущем можно будет избежать определенных проблем с цепью. А как это правильно выполнить вы можете увидеть из небольшой инструкции, приведённой ниже.
На рисунке отображено, как правильно снимать цепь с помощью выжимки цепи. Последовательность действии состоит из следующего:
Нужно выбрать сегмент цепи
Чтобы снять неразъемную цепь, мы, прежде всего, должны выпрессовать одну линию из втулки. Для этой цели нам понадобиться специальный инструмент — выжимка цепи. А чтобы снять разъемную цепь других специальных инструментов или приборов не потребуется.
Выбираем сегмент цепи, который будем разбирать. Стоит заметить, что при вторичной разборке велоцепи предпочтительно использовать другой сегмент, поскольку после каждой операции (разборки/сборки) звено цепи немного расшатывается, уменьшая его прочность.
Учитывая саму конструкцию выжимки, нужно вставить нужный элемент в посадочное отверстие
Вставляем цепь в выжимное приспособление, фиксируем ее винтом с рифленой поверхностью.
(см. изображение – фиксирующий винт показан справа).
Важная деталь — Многие выжимки обладают двумя посадочными местами для цепи. Другими словами вставку цепи в выжимку можно выполнять двумя методами.
Первый метод: Посадочное место, которое расположено ближе к фиксирующему винту, предназначается для запрессовывания или выпрессовывания оси. В частности туда и нужно заправлять, чтобы снять или установить цепь.
Второй метод: Другое посадочное место применяется исключительно для регулировки положения оси внутренней части втулки. Если попробовать выпрессовать ось, когда цепь заправлена в этом посадочном месте, то существует возможность повредить выжимку или цепь.
Только не нужно забывать, что после этого пункта работ, надо воспользоваться прижимным болтом, в противном случае выжимка может превратиться в одноразовую.
Нужно бережно выдавливать ось в сторону укрепляющего винта.
Можно смело начинать заворачивать винт выжимки при помощи рукоятки, при этом выдавливая ось внутрь фиксирующего винта.
Внимательнее следите над тем, чтобы ось не имела дефекты во время работ, потому что её снова придётся запрессовать при подсборке звена
Если в дальнейшем планируете собрать звено с этой же осью, то крутите рукоятку не торопясь, в целях не выдавить ось до конца. Иначе потом ее трудно будет заново вставить. Если у вас нет опыта разборки и сборки цепей, то необходимо периодически извлекать цепь из выжимного механизма и осматривать ось.
Само разомкнутое звено должно выглядеть таким образом, как показано на изображение. Цепь снята.
Е
сли проехать на велосипеде много километров, то запчасти, рано или поздно, износятся. После большого пробега велосипедная цепь «растянется» и будет нуждаться в замене.
Технически цепь не растягивается
, но штыри, которые соединяют звенья, изнашиваются, что увеличивает длину цепи.
Растянутая цепь ускоряет изнашивание кассеты и зубчатых цепных венцев на звездочке, поэтому обзавестись новой цепью, когда растяжение уже заметно, - хорошая идея. Рекомендуется заменять цепь каждые 1000-1500 километров. Кстати, замена цепи обходится намного дешевле, чем замена кассет или зубчатых цепных венцев на звездочке.
Информация по ремонту и укорачиванию цепи, расположенная ниже, будет очень полезна.
Части велосипедной цепи и необходимые инструменты
Индикатор износа цепи : Типичный индикатор износа цепи зацепляется на штырь в цепи, пока другой конец вставляется между двумя штырями или роликами. Цифры на инструменте покажут, насколько изношена цепь и настало ли время ее менять.
Новая цепь : Вид цепи зависит от количества скоростей велосипеда. Так, например, если велосипед 9-скоростной, нужно купить 9-скоростную цепь. Более совершенные цепи включают в себя специальное покрытие, что отсрочит появление ржавчины, или они уже сделаны из нержавеющей стали.
Замена штырей или соединительного звена
: Новые цепи сразу идут с новым штырем или специальным звеном под названием соединительное звено, соединяющее 2 конца цепи вместе.
Если вы ремонтируете уже имеющуюся цепь, нужно купить штыри на замену или соединительные звенья отдельно – они должны быть совместимы со скоростью цепи и брендом.
Выжимка : если у вас цепь со стандартными звеньями, понадобится совместимая выжимка, которая позволит легко снять старый штырь и поставить новый при разъединении и соединении цепи.
Пассатижи: Если у вас цепь, которая соединяется с соединительным звеном, понадобятся пассатижи, которые упростят процесс разъединения и соединения соединительного звена.
Как проверить велосипедную цепь
Чтобы проверить цепь на значительное растяжение, используйте . Зацепите один конец за ролик или штырь в цепи. Другой конец или сам придет на ведущее колесо, или вы сможете поместить его в промежуток между двумя роликами. Если он выпадает из этого промежутка, значит, что цепь настолько растянута, что ее следует заменить.
У индикатора износа цепи есть цифры, показывающие степень износа цепи. Значение от 0.5 до 0.75 говорит, что цепь нужно заменить. Значение от 0.75 или выше значит, что необходимо не только ее заменить, но и проверить состояние кассеты и ведущих звезд, так как растяжение цепи могло вызвать значительное повреждение кассеты и ведущих звезд.
Можно проверить цепь и другим способом – замерить цепь линейкой или рулеткой. На неизношенной или новой цепи 12 полных звеньев (измеренных от штыря к штырю) должны равняться 30,48 см (12 дюймов). Если 12 звеньев имеют длину 31 см или больше, то нужно заменить цепь.
Как снять цепь с велосипеда
Чтобы снять цепь с велосипеда, понадобится ее разъединить (сломать). Существует несколько способов это сделать, смотря, есть ли у цепи соединительное звено или нет.
Прежде чем начать, передвиньте цепь к самой маленькой ведущей звезде и самому маленькому зубцу.
Будет еще лучше, если снять цепь с передней ведущей звезды или снять заднее колесо с велосипеда. Оба этих способа снимут натяжение с цепи.
Если у вас стандартная цепь без соединительного звена:
Установите выжимку так, чтобы штырь выжимки совпал со штырем в цепи. Поверните ручку выжимки так, чтобы вытащить штырь достаточно далеко, чтобы удалось сломать цепь.
Если у вас цепь с соединительным звеном
: Чтобы найти соединительное звено, ищите звено, которое заметно отличается от других.
Это, то место, где можно сломать цепь.
У соединительного звена есть штырь с одной стороны, вставленный в зарубку с другой стороны.
Используйте пассатижи, сожмите соединительное звено с двух сторон так, чтобы оно открылось.
Как определить длину новой цепи?
Обычно новая цепь слишком длинная, поэтому ее придется укоротить, снимая звенья. Существует несколько способов это сделать. Самый легкий и лучший способ определить длину новой цепи
– приложить ее к старой цепи. Потом нужно только укоротить под стать старой (для уверенности стоит пересчитать количество звеньев).
Другой вариант
. Пропустите цепь через передний дерайлер и драпируйте ее над большой ведущей звездой спереди и над большим зубцом сзади. Пока еще не пропускайте цепь через задний дерайлер. Туго соедините два конца цепи. Если цепь соединяется, и остается еще 2 целых звена на перекрытии (пол звена еще останется в конце – место, где вы соедините цепь), длина цепи подобрана правильно.
Примечание : много полноподвешенных горных велосипедов используют схему, двигающую заднюю ось дальше от каретки, пока едет велосипед, через подвеску; это называется «рост цепи ». Чтобы приспособиться к росту цепи, понадобится сильно сжать заднюю подвеску при использовании метода выше.
Перед тем как убрать ненужные звенья, убедитесь, что два конца цепи будут соединяться. Цепь может соединиться, только если внешняя сторона звена соединится с внутренней стороной соединяющего звена. Потом отсоедините оставшиеся звенья.
Установка велосипедной цепи
Пора продеть цепь через задний дерайлер и соединить ее. Обратите внимание и убедитесь, что цепь точно идет через ведущее колесо на заднем дерайлере.
Использование штырей
: Если у цепи нет соединительного звена, то используйте выжимку для соединения цепи со штырем, который уже есть в новой цепи.
Если вы ремонтируете старую цепь, всегда используйте новый штырь вместо старого. Новый штырь должен быть совместим с цепью, ее скоростью и брендом. Новый штырь нужно вставить на половину с помощью выжимки, потом вытянуть его с другой стороны с помощью пассатижей.
Использование соединительных звеньев
: Если вы соединяете цепь с соединительным звеном, поставьте его каждую половину на каждый конец цепи, соедините концы цепи, соберите соединительное звено с помощью инструмента, чтобы поставить его на место.
Также возможно соединить соединительное звено без инструмента. Соедините его и потяните цепь в разные стороны, чтобы заблокировать соединительное звено как можно сильнее. Потом ослабьте сцепление дерайлера, если он имеется, прокрутите педали так, чтобы соединительное звено оказалось на верху цепи привода. Используя тормоза, с силой встаньте на одну педаль, напряжение пойдет на цепь, и она встанет на место.
Как заменить цепь на велосипеде - видео
Чтобы эффективно передавать крутящий момент с педалей на заднюю ось велосипеда, цепь должна быть натянута без провисаний и перекосов. Если из-за износа или изменения конструкции байка она стала болтаться, прокручиваться и спадать со звездочек, даже если вы постоянно за ней ухаживали, и очищая, добиться хорошего натяжения можно, удалив несколько лишних звеньев. Для этого не обязательно обращаться в сервис, так как укоротить цепь на велосипеде можно своими руками в домашних условиях.
Инструменты для укорачивания цепи
Для того, чтобы разомкнуть звенья, нужно подготовить специальный инструмент - выжимку. Она объединяет в себе упор, не дающий пластинам звеньев прогибаться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина), и винт, который его выдавливает.
В магазинах спортинвентаря можно найти профессиональный инструмент, предназначенный для веломастерских и изготовленный из прочных сортов стали. Его можно использовать очень долго, перебирая трансмиссию хоть ежедневно, и он не сломается. Однако для того, чтобы укоротить велосипеда в домашних условиях, достаточно более простого варианта выжимки - встроенного в дешевые мультитулы. Надежность этого инструмента ниже, чем у профессиональных моделей, но для персонального применения такая выжимка вполне подойдет.
Важно! Кроме инструмента, следует подготовить ветошь и керосин или жидкость WD-40, чтобы очистить систему переключения передач перед работой.
Пошаговая инструкция
Отвечая на вопрос «как укоротить цепь на велосипеде», стоит помнить, что все действия выполняются в следующем порядке.
Самое сложное в этой работе - сделать так, чтобы отверстия совпали, и пин свободно вошел на свое место. При этом после проведенных работ нужно будет также настроить и переключатели скоростей.
Еще одна сложность - определить необходимую длину цепи . Для этого нужно переключить передачу на велосипеде таким образом, чтобы и спереди, и сзади цепь легла на самую большую звездочку. После этого звенья размыкаются, и деталь стягивается до упора. На ней следует сделать отметку, добавив пару звеньев для того, чтобы трансмиссия не перенапрягалась.
Как укоротить цепь без выжимки?
Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка - например, кирпич.
Действовать нужно аккуратно, чтобы не погнуть пластины звеньев цепи. Для обеспечения безопасности верхнюю пластину нужно упереть, просунув внутрь звена гайку или другой прочный кусок металла. Скорее всего, цепь предварительно придется снять с велосипеда. А для профилактики можно будет с заднего колеса, почистить, смазать ее и установить на место.
Видео
При наличии выжимки с работой справится и ребенок; без инструмента же гораздо сложнее укоротить цепь на велосипеде - видео, показывающее этот процесс во всех подробностях, поможет разобраться.