Можно ли после инфаркта ездить за рулем. Можно ли работать водителем после перенесенного инфаркта? Через какое время после инфаркта можно садиться за руль
На сегодняшний день инфаркт можно по праву считать одной из самых распространенных патологий в мире. Чаще всего он приводит к смерти больного. Но иногда болезнь не заканчивается летальным исходом, и человеку приходится нести нелегкую ношу.
После пережитого инфаркта от приступов никто не застрахован. Это сказывается на качестве жизни человека.
Скорее всего, медики сочтут нецелесообразным больному иметь следующие нагрузки:
- прибегать к занятиям спортом;
- летать на самолетах;
- постоянно пить кофе.
Для занятиях подобной деятельностью человеку, пережившему инфаркт, нужен длительный период реабилитации. А что касается вождения машин? Можно ли работать водителем после инфаркта миокарда? В этом случае медики уверяют: вернуться к этому делу можно, но только после полного восстановления функций организма.
Мнение врачей
Иногда вождение автомобилем после перенесенного инфаркта оказывается не только невредным, но даже полезным занятием. Андрей Раскин, врач-кардиолог, считает: «Вернуться за руль можно, но только в том случае, если водитель уверен в себе. Его не должны беспокоить тревога, страх, раздражение; он должен чувствовать себя уютно - вот главный критерий. В противном случае за руль лучше и не садиться.»
Нет единого мнения, когда именно можно начать вождение автомобиля. Кому-то хватает и 1 месяца на восстановление, кому-то нужно намного больше времени. Но в среднем на требуемое восстановление организма уходит около 2 месяцев, и человек после лечения в санатории или больнице может потихоньку начинать вождение. Старайтесь не ехать на машине в путешествие, особенно дальнее (на загородную дачу, садовые участки или в другие города), да и еще в одиночку. Вам будет намного комфортнее и спокойнее, если с вами рядом будут знакомые или близкие люди. Все-таки дорога - это не шутка, случиться может всякое! Трассы следует брать незагруженные, легкие; время езды тоже нужно ограничить.
Если машина вам нужна для работы, все эти нюансы можно уладить со своим начальством - это вполне регламентировано законами Российской Федерации. Для вождения выберите удобное для вас время и предоставьте вышестоящим должностным лицам справку ВКК (врачебно-квалификационная комиссия). Она выписывается лечащим врачом и заведующим поликлиникой или заведующим отделением поликлиники.
Риск для себя и окружающих
Если же вы все-таки устроились на работу водителем автотранспорта после перенесенного инфаркта, следует соблюдать крайнюю осторожность. Это факт делает вас ответственным не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, участвующих в дорожно-транспортном движении. При себе всегда нужно иметь нитроглицерин и все необходимые медикаменты. Следует не просто поддерживать, а строго соблюдать установленный курс лечения - это важный аспект для безопасной езды водителя.
Конечно, особенно важно следует относиться непосредственно к поездке. Но и тут нужно знать меру. Перед тем как сесть в машину, постарайся дать оценку своему самочувствию. Дискомфорт, неприятные ощущения в области грудной клетки, повышенное давление могут стать причиной очередного сердечного приступа. В таких случаях следует принять дополнительную дозу нитроглицерина и временно воздержаться от езды на автотранспорте.
Исключения
У таких больных периодически наступает потеря сознания. Эти люди сами понимают, какую опасность они несут при вождении автомобиля. Врачи твердят им то же самое, но при этом прав у таких больных никто не забирает. Однако это дело временное, до первой медкомиссии, где больной зачастую слышит отрицательный ответ. Но можно ли считать это справедливым? С одной стороны, человек трудится, зарабатывает себе на жизнь, спокойно, без суеты, с удобством едет по городу, избегая дискомфорта в метро, троллейбусах, автобусах и прочем общественном транспорте. Но с другой стороны, по факту в любой момент у него может проявиться острая боль, нарушение циркуляции кровообращение или, хуже того, летальный приступ. Ситуация очень спорная. Однако, к сожалению, нигде четко не прописано, как следует поступать с больным в этой ситуации.
Обстановка с проблемой в России
Хорошо это или плохо, но в Российской Федерации работа водителем после перенесенного инфаркта строго запрещена. Этот закон по сей день действует и предлагает некую альтернативу: профессиональные водители по заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) имеют право применять накопленные навыки и знание смежных профессий на новых рабочих местах. Водителями, как правило, они уже не смогут быть, но трудиться диспетчером, ремонтировать машины, а иногда даже (только с соглашения ВТЭК) и сесть за руль и проехаться по территории рабочей базы вполне возможно. При таком раскладе социальный статус человека снижается, ему присваивают группу инвалидности третей степени, что дает ему право на получение пенсии.
В заключение можно сказать, что, скорее всего, человек, перенесший инфаркт, все-таки сможет вернуться к вождению транспортным средством. Однако следует научиться контролировать состояние своего здоровья и стресс, причем куда лучше, чем делали это раньше.
≫ Больше информации
Кардиолог
Высшее образование:
Кардиолог
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ)
Уровень образования – Специалист
Дополнительное образование:
«Кардиология»
ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии
Перенесенный инфаркт миокарда требует острожного и бережного отношения к здоровью, при длительном реабилитационном периоде и постоянном контроле состояния у лечащего врача восстановление больного происходит в более быстром темпе и в меньшей степени отмечаются негативные последствия для его здоровья. Однако повседневная жизнь требует участия в самых разных делах, при этом для оптимизации временных затрат и ввиду ускоренного темпа жизни многим приходится пользоваться автомобилем. И у людей, которые перенесли инфаркт миокарда, и их близких возникает вопрос: можно ли водить автомобиль после инфаркта миокарда?
Ответ на него может дать врач и собственное наблюдение за состоянием здоровья больного, при сочетании таких показателей, как остаточные явления после инфаркта, наличие выраженной стенокардии, а также проявление аритмии, которые часто сопровождают весь процесс реабилитации после перенесенного инфаркта. Многие автомобилисты, пострадавшие от инфаркта, стараются скорее вернуться за руль автомобиля; однако форсирование процесса восстановления организма обычно не является правильным решением: удлинение всего периода реабилитации, ухудшение показателей здоровья и повышенные риски в процессе выполнения такой работы, требующей сосредоточенности и повышенного внимания, как вождение машины, — лишь малая часть вероятных последствий такого ускорения. Поскольку во время пребывания за рулем водитель ощущает значительные психологические перегрузки и стрессы, следует после инфаркта обязательно пройти полный курс восстановления, постоянно находиться под контролем лечащего врача-кардиолога и прислушиваться к собственным ощущениям.
Показатели здоровья, влияющие на возможность управления машиной после инфаркта
Согласно данным медицинских исследований постинфарктного состояния, в данный период следует в максимально меньшей степени подвергать стрессам: именно переживания и психологические перегрузки в значительной мере негативно воздействуют на состояние здоровья больного, а вождение машины предполагает получение сильных эмоций на дороге. При стремлении пострадавшего скорее возвратиться в статус водителя врачом-кардиологом, проводящим лечение и контроль состояния больного, должны приняться меры по ускорению процесса полного выздоровления.
Это может быть использование более сильных и быстродействующих препаратов, которые позволяют восстановить нормальное функционирование сердечно сосудистой системы, обеспечить улучшенное кровообращение, за счет которого осуществляется активное питание тканей миокарда, пострадавших в большей степени при данном поражении, кислородом и необходимыми питательными веществами. Физиопроцедуры, благоприятный психологический фон и постоянный контроль должны стать обязательными составляющими в реабилитационный период.
К наиболее важным показателям здоровья человека, который в недавнем времени перенес инфаркт миокарда и стремится скорее вернуться за пуль машины, следует отнести следующие данные состояния его здоровья:
- наличие патологических изменений в сердечной мышце, которая пострадала при инфаркте;
- длительность восстановительного периода и качество проведения восстановления больного;
- наличие таких последствий инфаркта, как тахикардия, аритмия, сбои в режиме сокращения сердца — именно эти показатели важны при управлении автомобилем, поскольку при их возникновении в процессе вождения машины в значительной степени осложняется процесс самоконтроля и уменьшается скорость реакции, а это становится опасным на дороге.
Если требуется в скором времени после перенесенного инфаркта водить машину (наиболее часто это важно для профессиональных водителей), следует сначала полностью восстановить собственное здоровье, устранить последствия, которые нанес организму инфаркт (в первую очередь сердечно сосудистой системе), а затем провести полную диагностику состояния. И прислушаться к рекомендациям врача, который сможет более объективно оценить как наиболее важные показатели здоровья, так и дать определенные рекомендации по поведению за рулем (особенно это касается критических ситуаций, когда отмечается ухудшение самочувствия и может возникнуть реальная опасность для жизни).
Согласно законодательству, на весь период реабилитации после перенесенного инфаркта миокарда больному выдается больничный лист. В это время проводятся мероприятия, направленные на стабилизацию состояния здоровья пострадавшего — сначала в условиях стационара, а затем в домашних условиях с обязательным соблюдением рекомендаций лечащего врача-кардиолога. Разрешается водить автомобиль в тех случаях, когда нет выраженного риска для здоровья пострадавшего, а также он в состоянии контролировать ситуацию на дороге и соблюдать все правила дорожного движения.
Поскольку после перенесенного инфаркта организм больного в значительной мере ослаблен, следует для ускорения возможности возвращения за руль придерживаться всех лечебных рекомендаций, данных врачом. Водителям же следует помнить, что состояние собственного здоровья, контроль самочувствия требуют усилий именно в первые месяцы после инфаркта, что позволит скорее восстановиться организму и уменьшить риск повторного инфаркта.
К рекомендациям по ускорению восстановления следует отнести в первую очередь правильное питание, которое подразумевает исключение жареных, острых, копченых блюд, достаточное употребление воды и свежих фруктов и овощей, избегание стрессовых ситуаций, а также достаточное количество физической нормируемой нагрузки. Перечисленные советы помогут ускорить процесс реабилитации, восстановят утраченные функции и позволят максимально быстро вернуться за руль автомобиля.
Следует отдельно остановиться на моменте, когда, вернувшись за руль, человек, перенесший инфаркт, ощущает ухудшение своего состояния. При этом следует незамедлительно съехать на обочину, включить аварийную сигнализацию и принять лекарственный препарат, прописанный врачом на случай возникновения неприятных ощущений в области сердца. Это может быть нитроглицерин, который быстро восстановит нормальную работу сердца. Также следует вызвать бригаду скорой помощи и отказаться от дальнейшего пребывания за рулем. Соблюдение спокойствия — важный фактор, предупреждающий риск возможных неприятностей после инфаркта миокарда, поскольку именно от психологического фактора во многом зависит вероятность рецидива заболевания.
Инфаркт – болезнь очень коварная и не предсказуемая. Она может настигнуть человека внезапно. Чаще всего люди оказываются совершенно неготовыми столкнуться с этим заболеванием лицом к лицу. Инфаркт миокарда, по праву считается самой распространенной и опасной болезнью нашего времени. Нередко он приводит к гибели пациента, но чаще вовремя оказанная помощь помогает избежать столь печальных последствий. Можно ли водить автомобиль после инфаркта миокарда?
Пережив инфаркт, никто не застрахован от того, что приступ может повториться вновь, и не единожды. Это накладывает определенный отпечаток на уровень жизни любого человека.
Пациентам, перенесшим данную патологию, часто по рекомендации врачей, приходится отказываться от ряда привычек:
- Не разрешено употреблять кофе в привычных дозах.
- Путешественникам придется отложить перелеты.
- Спортсменам запрещено злоупотреблять привычными физическими нагрузками.
Чтобы вернуться к любимым занятиям придется пережить долгий период реабилитации, но пагубные привычки (курение, злоупотребление крепкими напитками и кофе) все равно придется оставить в прошлом. А что же делать водителям? Разрешается ли им после перенесенного приступа снова вернуться в автомобильный строй? Ответ медиков на этот вопрос довольно не однозначен. С точки зрения закона это не запрещается, но возможным это станет, лишь после полного курса реабилитации.
Мнение специалистов
Врач Андрей Раскин, один из лучших кардиологов, считает: «Водить машину после перенесенного инфаркта можно, но только при условии, полной уверенности. Водитель не должен чувствовать страх, он не должен тревожиться или волноваться. Полный уют и чувство контроля, вот главный критерий. Если же этого нет, за руль лучше не садиться».
Никто точно не может сказать через какое время можно вернуться к вождению. Период восстановления после инфаркта сугубо индивидуален. У кого-то он занимает всего месяц, кому-то приходится бороться за нормальную жизнь чуть дольше.
Пройдя курс лечения и реабилитации (в среднем это занимает пару месяцев), возвращаться к вождению следует осторожно, соблюдая некоторые правила:
- Ограничить до минимума время в дороге.
- Не ездить в первое время на дальние расстояния (другие города, дачи и уж тем более путешествия).
- Не садится за руль в одиночку. Надежнее если рядом будет находиться кто-то из родственников или друзей.
- Стараться избегать пробок в дороге и не выезжать в час пик.
- Всегда иметь с собой таблетки снимающие приступ (нитроглицерин, валидол и др.).
- Ни в коем случае не выезжать с чувством дискомфорта, стеснения в груди или боли.
Профессия водитель и инфаркт
Что же делать профессиональным водителям, можно ли им водить автомобиль на работе после инфаркта миокарда? Как бы печально это не было, но в Российской Федерации людям, перенесшим приступ, запрещено выходить на работу в роли водителя. Чаще всего врачебная комиссия разрешает вернуться им в профессию лишь в смежных специальностях, таких например как инструктор или диспетчер. Поскольку данные обстоятельства снижают уровень зарплаты и статус, таким людям дают 3 группу инвалидности и выплачивают пособие. Использование подобных мер вполне обоснованно: профессия водителя предусматривает ответственность не только за свою жизнь, но и в большинстве случаев за жизнь других людей. Дорога вещь опасная и не предсказуемая, стрессовые ситуации на ней возникают постоянно, это вызывает напряжение даже у здоровых людей, не говоря уже о сердечниках. Но это вовсе не означает, что бывшим профессионалам-водителям, нельзя садиться за руль собственного автомобиля.
Кому категорически запрещено возвращаться к вождению
Как и в любом правиле, в вопросе езды после инфаркта, есть исключение. Имеется категория лиц, возвращение за руль которых никогда не станет возможным.
После перенесенного приступа у определенного процента пациентов наблюдается синдром, при котором происходит временная потеря сознания. Произойти это может в любой момент, вполне неожиданно как для них, так и для окружающих. Данная категория людей представляет большую опасность в роли водителей.
Предположим такую ситуацию: человек, имеющий данную проблему, находится за рулем автомобиля. И вроде как все нормально, он чувствует себя комфортно, не раздражен, едет спокойно по своим делам. С одной стороны все хорошо, ему не приходится толпиться в общественном транспорте, ругаться с другими пассажирами, его сердечная система под защитой от нервов и стрессов. Но в любую секунду у такого человека может сдавить грудь от острой боли, он может потерять сознание или того хуже умереть. Потеряв контроль над машиной, он создаст аварийную ситуацию на дороге. И в данном случае в опасности окажется не только больной, но и другие водители, а также простые пешеходы.
Как правило, люди имеющие проблему похожего характера сами прекрасно понимают опасности сложившейся ситуации, и предпочитают избегать вождения. Но есть и те, кому запретить это невозможно, поскольку по закону права у них никто не отбирает. Хотя и это вопрос времени, на первой же водительской комиссии, им будет отказано вправе водить машину.
В заключение хотелось бы отметить, что перенесенный инфаркт требует от человека больших перемен. Можно сказать, что многие начинают жизнь заново и делят ее на два периода: до и после болезни. От многого придется отказаться, но это вовсе не значит, что жизнь потеряет свои краски. Для тех, кто предпочитает водить машину, инфаркт миокарда вовсе не станет помехой в любимом деле. Но это потребует большого контроля над своим здоровьем. Нужно научиться держать нервы в узде, не допуская стрессов и переживаний. Самоконтроль и соблюдение рекомендаций лечащего врача, вот что поможет наладить свою жизнь.
Приложение
к постановлению
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами
Глава 1
Заболевания и противопоказания, препятствующие управлению мопедами (категория "АМ"); мотоциклами (категория "А"), в том числе мотоциклами с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт (легкие мотоциклы) (подкатегория "А1"); автомобилями, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов (категория "В" без права найма на работу), а также автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов (категория "ВЕ" без права найма на работу)
4.3. болезни сердца любой этиологии (эндокардит, миокардит и другие), нарушение ритма любой этиологии (мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия и другие), ишемическая болезнь сердца. При наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. После перенесенного инфаркта миокарда ремиссия не менее года. Переосвидетельствование - ежегодно. Лица со стенокардией напряжения функционального класса IV, частыми пароксизмами мерцательной аритмии не допускаются к управлению. Для лиц с постоянной формой мерцательной аритмии при наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. Лица со стойкой атриовентрикулярной (далее - АВ) блокадой II степени и выше не допускаются к управлению. Лица с преходящей AB блокадой II степени допускаются к управлению при индивидуальном подходе; переосвидетельствование - ежегодно при наличии заключения специализированной организации здравоохранения. Лица с синдромом слабости синусового узла (с синдромом Морганьи-Адамса-Стокса (далее - МАС) в анамнезе и его эквивалентами, с синдромом брадитахикардии, с синоатриальной (далее - СА) блокадой II степени и выше, остановкой синусового узла с паузами 3 сек и более) не допускаются к управлению. Лица с недостаточностью кровообращения Н2Б и выше не допускаются к управлению;
Заболевания и противопоказания, препятствующие управлению автомобилями, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов (категория "В" с правом найма на работу), а также автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории "В", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов (категория "ВЕ" без права найма на работу)
10.3. болезни сердца любой этиологии (эндокардит, миокардит), нарушение ритма любой этиологии (мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия и другие), ишемическая болезнь сердца. При наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. После перенесенного инфаркта миокарда ремиссия не менее года. Переосвидетельствование - ежегодно. Лица со стенокардией напряжения функционального класса III - IV, частыми пароксизмами мерцательной аритмии, мерцательной аритмией тахисистолической формы не допускаются к управлению. Для лиц с постоянной нормо-, брадисистолической формой мерцательной аритмии при наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. Лица со стойкой АВ блокадой II степени и выше не допускаются к управлению. Лица с преходящей AB блокадой II степени допускаются к управлению при индивидуальном подходе; переосвидетельствование - ежегодно при наличии заключения специализированной организации здравоохранения. Лица с синдромом слабости синусового узла (с синдромом МАС в анамнезе и его эквивалентами, с синдромом брадитахикардии, СА блокадой II степени и выше, остановкой синусового узла с паузами 3 сек и более) не допускаются к управлению. Лица с недостаточностью кровообращения Н2Б и выше не допускаются к управлению;
Заболевания и противопоказания, препятствующие управлению автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории "C", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов (категория "C"); автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобилями категории "D", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов (категория "D"), а также автомобилями категории "C", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов (категория "CE"); автомобилями категории "D", сцепленными с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов (категория "DE"); трамваями (категория "F"); троллейбусами (категория "I")
16.3. болезни сердца любой этиологии (эндокардит, миокардит), нарушение ритма любой этиологии (мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия и другие), ишемическая болезнь сердца. При наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. После перенесенного инфаркта миокарда ремиссия не менее года. Переосвидетельствование - ежегодно. Лица со стенокардией напряжения функционального класса III - IV, частыми пароксизмами мерцательной аритмии, мерцательной аритмией бради-, тахисистолической формы не допускаются к управлению. Для лиц с постоянной нормосистолической формой мерцательной аритмии при наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. Лица со стойкой АВ блокадой II степени и выше не допускаются к управлению. Лица с преходящей AB блокадой II степени допускаются к управлению при индивидуальном подходе; переосвидетельствование - ежегодно при наличии заключения специализированной организации здравоохранения. Лица с синдромом слабости синусового узла (с синдромом МАС в анамнезе и его эквивалентами, с синдромом брадитахикардии, СА блокадой II степени и выше, остановкой синусового узла с паузами 3 сек и более) не допускаются к управлению. Лица с недостаточностью кровообращения Н2Б и выше не допускаются к управлению;
Заболевания и противопоказания, препятствующие управлению автомобилями с ручным управлением
22.3. болезни сердца любой этиологии (эндокардит, миокардит и другие), нарушение ритма любой этиологии (мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия и другие), ишемическая болезнь сердца. При наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. После перенесенного инфаркта миокарда ремиссия не менее года. Переосвидетельствование - ежегодно. Лица со стенокардией напряжения функционального класса IV, частыми пароксизмами мерцательной аритмии не допускаются к управлению. Для лиц с постоянной формой мерцательной аритмии при наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. Лица со стойкой с АВ блокадой II степени и выше не допускаются к управлению. Лица с преходящей AB блокадой II степени допускаются к управлению при индивидуальном подходе; переосвидетельствование - ежегодно при наличии заключения специализированной организации здравоохранения. Лица с синдромом слабости синусового узла (с синдромом МАС в анамнезе и его эквивалентами, с синдромом брадитахикардии, СА блокадой II степени и выше, остановкой синусового узла с паузами 3 сек и более) не допускаются к управлению. Лица с недостаточностью кровообращения Н2Б и выше не допускаются к управлению;
Заболевания и противопоказания, препятствующие управлению колесными тракторами и самоходными машинами всех категорий (категории колесных тракторов и самоходных машин "A", "B", "C", "D", "E", "F")
28.3. болезни сердца любой этиологии (эндокардит, миокардит), нарушение ритма любой этиологии (мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия и другие), ишемическая болезнь сердца. При наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. После перенесенного инфаркта миокарда ремиссия не менее года. Переосвидетельствование - ежегодно. Лица со стенокардией напряжения функционального класса III - IV, частыми пароксизмами мерцательной аритмии, мерцательной аритмией тахисистолической формы не допускаются к управлению. Для лиц с постоянной нормо-, брадисистолической формой мерцательной аритмии при наличии заключения специализированной организации здравоохранения - индивидуальный подход. Лица с АВ блокадой II степени и выше не допускаются к управлению. Лица с синдромом слабости синусового узла (с синдромом МАС в анамнезе и его эквивалентами, с синдромом брадитахикардии, СА блокадой II степени и выше, остановкой синусового узла с паузами 3 сек и более) не допускаются к управлению. Лица с недостаточностью кровообращения Н2Б и выше не допускаются к управлению;
Инфаркт миокарда является тяжелым кардиозаболеванием. После выписки из больницы рекомендуется временно отказаться от вождения. Точно установленного графика, когда можно за руль после инфаркта, нет, поскольку каждый человек с разной скоростью восстанавливается. Но в законодательстве и протоколах лечения указаны минимальные сроки, на протяжении которых опасно управлять транспортом.
Мозг первое время медленно обрабатывает информацию. У человека снижается скорость восприятия и реакции, что мешает ему своевременно отреагировать на дорожную ситуацию. Обширный инфаркт приводит к образованию множественных рубцов, нарушающих сократительную функцию мышцы. Это нередко провоцирует потери сознания или повторные приступы.
Перечень оценочных критериев, не позволяющих самостоятельно ездить машиной:
- нестабильное психоэмоциональное состояние;
- физическая слабость и медленная скорость восстановления;
- миокард сильно пострадал в результате нарушения кровообращения;
- есть аритмия или тахикардия.
Наличие одного из данных показателей (а они первое время проявляются абсолютно у всех) препятствует человеку лично ездить за рулем. Пока состояние не стабилизируется, ему ради собственной безопасности рекомендуется передвигаться другим способом. Если оценочные критерии соответствуют нормам восстановления, автолюбитель может получить разрешение управлять наземным транспортом.
Когда сердце и нервная система окрепнут настолько, что человек себя спокойно чувствует за рулем, врачи ему позволяют ездить машиной. Это входит в план восстановления, поскольку при передвижении транспортом не нагружается кардиосистема так, как при ходьбе.
Но можно ли работать водителем после инфаркта? В РФ есть законы, которые запрещают заниматься данным видом деятельности. Директор на основании заключения ВТЭК и заявления человека предоставляет ему должность, не связанную с вождением.
Мнение врачей
Когда можно садиться за руль после инфаркта миокарда и стентирования – зависит от скорости восстановления. Согласно общим прогнозам лечения, это происходит не раньше 60 дней после приступа. Если у человека отсутствует
дрожание пальцев и психоэмоциональное состояние стабилизировалось, то его допускают к управлению авто. При наличии раздражительности, беспокойства, тремора и других остаточных явлений инфаркта, вождение временно противопоказано.
По мнению врачей, самостоятельное перемещение машиной исключает физическое и психоэмоциональное перенапряжение по сравнению с поездкой общественным транспортом или ходьбой на дальние расстояния. Поэтому в поздний реабилитационный постинфарктный период можно водить автомобиль с соблюдением врачебных рекомендаций и принципов езды.
Правила вождения после сердечного инфаркта
Нужно постоянно контролировать свое самочувствие и здоровье в общем. Непосредственно перед управлением машины надо измерять ЧСС, пульс, давление, убедиться, что нет
сбоев координации движений, головокружения и помутнения зрения.
Если ухудшилось самочувствие:
- до поездки – от вождения отказываются;
- во время передвижения – останавливают машину и нажимают кнопку аварийного сигнала.
В обоих случаях требуется немедленно принять лекарство. «Нитроглицерин» и прочие прописанные медикаменты обязательно носят с собой, независимо от способа или расстояния перемещения.
Медицинские требования езды за рулем после инфаркта миокарда:
- Запрещено сразу после допуска одному водить автотранспорт. Первые 1.5─2 месяца берут пассажира на случай внезапного ухудшения самочувствия.
- Запрещено ездить далеко. Вначале разрешается проехать по незагруженной дороге 5─10 минут. Длительность увеличивают постепенно, но на дальние расстояния нельзя перемещаться. Это предотвратит переутомление, и снизит риск повторного приступа.
- Чтобы исключить рецидив из-за переживаний по поводу опозданий на работу – можно перевестись на плавающий график, представив директору справку ВКК.
- Не рекомендуется водителю выезжать в час пик. Езда по загруженной дороге увеличивает нервное напряжение, отчего возрастает риск рецидива.
Обязательное требование вождения после инфаркта: всегда при себе носят «Нитроглицерин». При ухудшении самочувствия нужно включить аварийный сигнал, остановиться и принять лекарство. Потом вызывать скорую помощь.
Риски
Поначалу человеку после инфаркта трудно одновременно сосредотачиваться на соблюдении ПДД и прислушиваться к своему самочувствию. А статус отечественных дорог и поведение некоторых невоспитанных водителей или пешеходов неблагоприятно отражается на его психоэмоциональном состоянии. Поэтому во время каждой поездки может возникнуть рецидив болезни.
Повторный инфаркт или потеря сознания за рулем становиться причиной аварии. В результате ДТП может погибнуть или стать инвалидом как сам водитель, так и шоферы пострадавших машин, либо случайные прохожие. Поэтому ездить в постинфарктный период всегда опасно.
Можно ли после инфаркта водить машину – решают специалисты ВКЭК. Утрата контроля над автомобилем оканчивается аварией и несет угрозу жизни всем участникам движения на дороге. Нельзя садиться за руль человеку с аритмией и наличием синдрома, сопровождающегося частой потерей сознания. Таким людям не удастся возобновить водительский стаж в процессе очередной медкомиссии или при необходимости восстановления прав.
Что говорит закон?
Можно ли водить автомобиль человеку после инфаркта миокарда? Профессионально этим заниматься запрещено, что утверждено приказом № 302Н от 12.04.11 г. Машина может стать неуправляемой и произойдет ДТП с возможной смертью участников транспортного происшествия или третьих лиц.
В постинфарктный период шоферу оформляют III группу инвалидности. Ему назначается государственное пособие и предоставляется легкая физическая работа. Но собственным транспортом он может управлять, поскольку автолюбителям разрешается ездить при отсутствии осложнений болезни.
Как ускорить реабилитацию?
Для предупреждения рецидива и облегчения восстановления врачи могут предложить коронарное стентирование. Малоинвазивную операцию проводят под местным наркозом. Хирург через катетер внедряет в бедренную артерию стент. Потом по ее руслу подводит устройство к месту сужения. После установки трубки стенка сосуда расширяется по периметру просвета, что обеспечивает нормальную циркуляцию крови.
Действия пациента после инфаркта и/или стентирования в период реабилитации | |
---|---|
Что ускоряет восстановление | Что обязательно выполняют |
Беспрекословное соблюдение всех врачебных рекомендаций. | Постепенно увеличивают двигательную активность. |
Отдых в санатории, который специализируется на кардиозаболеваниях. | Не поднимают груз больше 3 кг. |
Переход на должность со щадящими трудовыми условиями. | Ежедневно ходят по 5─60 минут в сопровождении родственника. |
Хобби, прослушивание любимой музыки. | Соблюдают диету № 10-и по Певзнеру. |
Консультации психолога. | Избегают переутомления, нервного перенапряжения. |
Нормализация веса и уровня холестерина | Продолжают принимать медикаменты. |
Отказ от курения, прочих вредных привычек. | Наблюдаются у кардиолога. |
Мужчина или женщина должны «отсеивать» запугивающую информацию о способе жизни после инфаркта. На каком этапе реабилитации можно начинать работать, управлять машиной, заниматься сексом и прочие сведения нужно получать только от лечащего врача, который знает все индивидуальные показатели и динамику реабилитации.
Вам также может быть интересно:
Атипичные виды инфаркта миокарда, их проявления