Ночное путешествие и вознесение пророка телом и душой наяву. Мирадж - ночь чудесного вознесения
На небеса, верхом на бураке , в сопровождении ангелов , случившееся в 619 году приблизительно в 27 день месяца Раджаб.
Описано в Коране (53:6-18), в суре «Ан-Наджм» (звезда
).
Возник он на высшем небосклоне. |
События мираджа
Мухаммад находился в Мекке в состоянии между сном и бодрствованием, когда к нему явился ангел Джабриил . Он призвал его вознестись к Господу, рассек грудь, вынул и омыл сердце и вложил его обратно.
Затем к Мухаммаду был приведен бурак , на котором он перенесся в Иерусалим .
(Под «неприкосновенной мечетью» имеется в виду одна из самых почитаемых мечетей в исламе - Масджид ал-Харам , находящаяся в Мекке, а «отдаленнейшей мечетью» называют знаменитую Масджид аль-Акса , расположенную в Иерусалиме) .
Помолившись, он вновь предстал перед Гавриилом, который предложил ему на выбор чашу молока и чашу вина . Мухаммад выбрал молоко. Потом Мухаммад вознесся сквозь Семь небес
Ангел Гавриил, мир ему, сопровождал Мухаммада , мир ему и благословение, в Вознесении от его скромного жилища к мечети. Там Борак, чудесный конь с телом лошади, головою женщины и крыльями птицы, приветствовала его. Она сияла ослепленной яркостью, и ее огромная сила перенесла Мухаммада , мир ему и благословение,в космос через различные божественные измерения.
Гавриил сопровождал Мухаммада , мир ему и благословение, с бураком при прохождении через эти семь небес. Каждые небеса имеют своих ангелов и пророка, который управлял измерением в соответствии с Божественными законами. Мухаммад , мир ему и благословение, кланялся ангелам, которые разрешили вступить ему в их небеса, и затем Мухаммад , мир ему и благословение, с уважением воздавал должную почесть правящему пророку. Пророк, в свою очередь, благословлял Мухаммада , мир ему и благословение, и сопровождал его к следующим небесам, и так далее.
В шестых небесах Гавриил перенес Мухаммада , мир ему и благословение, к краю седьмых. Архангел сказал, что сам он не может идти дальше. Эти седьмые небеса являются последней границей между Богом и человеком, и Мухаммад , мир ему и благословение, был сопровожден в место, описанное как местожительство Всемогущего Бога.
Затем Мухаммад , мир ему и благословение, увидел красивое, сияющее дерево с невиданными разноцветными листьями. Именно здесь он общался с Богом и узнал о Его истинной цели.
Когда Мухаммад рассказал о своём ночном путешествии людям, то те стали говорить, что это невозможно, так как караван из Мекки в Сирию идет месяц и месяц идёт обратно. Многие стали отказываться от ислама. Люди решили пойти к Абу Бакру . Абу Бакр сначала не поверил им, но когда они сказали, что Мухаммад рассказывает об этом прямо сейчас в мечети, Абу Бакр ответил, что всё, что говорит Мухаммад, является правдой и он верит ему. Эти слова Абу Бакра показывают, что у ближайших сахабов было очень сильное доверие к Мухаммаду . Потом Абу Бакр пошёл к Мухаммаду и спросил его о его ночном путешествии, попросив описать ему Святой Дом (Иерусалим), так как он (Абу Бакр) был там. После того, как Мухаммад описал ему город, Абу Бакр сказал, что всё было описано верно. Рассказывают, что каждый раз, когда Мухаммад описывал что-то, Абу Бакр говорил: «Ты говоришь верно. Я свидетельствую, что ты - Посланник Аллаха» . После этого Мухаммад назвал Абу Бакра Правдивейшим («ас-Сиддик»). За Абу Бакром закрепилось это прозвище. Также в доказательство Мухаммад перечислил караваны, шедшие из Иерусалима в Хиджаз . Очевидцы, прибывшие из Иерусалима, подтвердили слова Мухаммада.
Мирадж в искусстве
Габдулла Тукай посвятил Мираджу одно из своих стихотворений (Перевод В.Думаевой-Валиевой).
В середине ночи Мекку осветил с небес огонь.
Небеса слились с землёю, из сиянья вышел конь.Возвестил пророку радость так архангел Гавриил:
«В этот вечер Бог Всевышний встречу вам определил.Все, кто чаял, херувимы, кто без мест и без телес,
К твоему коню стекутся нынче в верхний слой небес».Прозвучал приказ Аллаха в это время: «Будет так!»
Со святой своею ношей вознесён был конь Буррак.Всё на свете продолжало ход обычный совершать,
До небес Коран простёрся этим вечером опять.Поднялось, кипя, и встало море общности со дна,
Поглотило сушу, земли, прекратились времена.Всё исчезло, вид и образ - всё являло только мысль,
Преклонился пред Аллахом космос, обращённый в смысл.Зрел тогда пророк Аллаха и творил ему сажьду,
То была мечеть мечетей, воплотившая мечту.Было очень чисто-чисто, клали ангелы поклон,
Все пророки были вместе: Моисей, Иисус и он.Всё случилось. Не заметил дел божественных следы
Ни один мункир на свете под покровом темноты.Взмах ресниц - мгновенья ока в это время не прошло,
Как на Мекку опустилось вновь обычное тепло.Это не было мечтаньем, бредом, выдумкой иль сном,
Но таинственною явью и божественным судом.
Ночь на 27-е число месяца Раджаб – Лайлат аль-Мирадж, Ночь Вознесения и Небошествия Пророка , мир ему и благословение.
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий»
Священный Коран. Сура 17 «Аль-Исра» / «Ночной перенос», аят 1
Исра и Мирадж – милость, дарованная Аллахом только Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение. В эту священную ночь Всевышний возложил на мусульман ежедневный пятикратный намаз . Большинство мусульман считает, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Однако Аз-Зуркани приводит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Мирадж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает на то, что не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью.
Мирадж
«По мусульманскому священному преданию, вознесение (Ми’радж) к небесному престолу Аллаха произошло 27 раджаба 621 года. В ночь с 26 на 27 раджаба Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, спал у Каабы. Его разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!» Открыв глаза, Он увидел ангелов Джибриля и Микаила, мир им, в красивом белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом с ними стояло красивое верховое животное, похожее на лошадь, с лучистыми крыльями. Это был Бурак, сев на которого Пророк, мир ему и благословение, мгновенно перенесся (Исра) на север.
Они остановились в одном месте, и ангел Джибриль повелел Пророку, мир ему и благословение, совершить намаз и сообщил, что это земли Медины, в которую он совершит переселение (хиджру). Следующую остановку они сделали у горы Тур Синай, на которой пророк Муса, мир ему, говорил с Аллахом. Здесь Мухаммад, мир ему и благословение, также помолился и дальше перенесся в Байт ал-Ляхм (Вифлеем), где родился пророк Иса, мир ему. Помолившись там, он перенесся в Иерусалим к Храмовой горе, где в Отдаленной мечети Байт-уль-Мукаддас Посланник Аллаха, мир ему и благословение, встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим, Муса и Иса, мир им всем, и совершил с ними коллективную молитву в роли имама.
Выйдя из храма, он увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (Мирадж). Он вознесся к семи Небесам – туда, куда не возносился никто из сотворенных. За время Небошествия Пророк, мир ему и благословение, увидел Небесную Каабу, Рай, Ад, ‘Арш и другие знамения. На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Всевышним Аллахом, и Он был вне времени и места. Увидев все это, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, вернулся в Мекку».
Самым значимым днем месяца Раджаб является 27-й его день – ночное путешествие пророка Мухаммада (мир ему) и его вознесение на небеса. Это очень важное и особенное событие, которое открыло мусульманам множество сокровенных знаний и даровало особые положения, которыми обладаем мы и сегодня.
Одним из чудес, которым наделил Всевышний своего последнего посланника (мир ему) стало именно это событие – Исра и Мирадж. В чем оно заключалось, что именно тогда произошло, где и в каких местах это было - мы тоже совершим свое маленькое путешествие в эту невероятную, но достойную пророка историю.
Исра – путешествие Пророка (мир ему)
1. Встреча с ангелом
Путешествие пророка – Исра – произошло из Запретной мечети в Мекке в мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. Глубокой ночью, когда пророк (мир ему) спал у Каабы, к нему, по одной из версий явился Джабраиль, по другой версии, три ангела - Джабраил, Микаил и Исрафил – и забрали пророка к источнику зам-зам. Здесь Джабраиль без боли рассек грудь пророку (мир ему), вытащил его благословенное сердце, очистил и поставил на нем печать пророчества и поставил сердце обратно.
2. Путешествие с Бураком
Посланник Аллаха (мир ему) о встрече с животным Бурак говорит в хадисе: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нём, пока не достиг Байт-уль-Мукаддаса, по пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Также мы остановились в местности Мадян возле дерева пророка Мусы, где я совершил молитву в два ракаата, потом продолжили путь, пока не достигли горы Тур Асайна, где пророк Муса разговаривал со Всевышним, я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса сын Марьям, здесь тоже совершил я два ракаата» (Муслим).
3. Прибытие в Иерусалим
Когда пророк (мир ему) вместе с Бураком и Джабраилем достиг Аль-Аксы, здесь он совершил намаз вместе со всеми пророками, и был в намазе имамом.
Мирадж – последовавшее за этим вознесение Пророка (мир ему) на небо
1. Вознесение на Первое небо
Здесь Пророк (мир ему) вместе с Джабраилем увидел пророка Адама.
2. Вознесение на Второе Небо
На Втором небе Пророк (мир ему) встретил пророка Ису.
3. Вознесение на 3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е небо.
На каждом из небес Пророк (мир ему) встречал пророков – Йусуфа, Идриса, Харуна, Мусу, Ибрахима.
4. Достижение места «Сидратуль Мунтаха» - «Лотосу крайнего предела»
Когда пророк (мир ему) дошел до этого места, Джабраиль оставил его. В этом сокровенном и сокрытом даже от ангелов месте Он увидел множество таинств и знамений Всевышнего Аллаха. Ему были показаны Рай, Ад, Арш, Курс и многое другое. Тогда состоялась встреча его души с Аллахом. Во время этого Посланнику Аллаха (мир ему) были даны три вещи: пятикратный намаз, завершение суры «аль-Бакара» и известие о том, что тем людям из его общины, кто не впадет в грех многобожия, будут прощены их большие грехи/
5. Возвращение в Мекку
После Мираджа, пророк (мир ему) мгновенно был перемещен в Иерусалим, оттуда в Мекку.
سُبْحانَ الذي أسرَى بعبدِه ليلاً من المَسْجِد الحَرام الى المَسْجد الأقصى الذي بَارَكنا حَوْلَه لنُرِيَه من ءاياتِنا
Аль-Исра` – это ночное путешествие, которое совершил Пророк Мух аммад, мир Ему, перелетев по воздуху из города Мекки в город Иерусалим и оттуда на небеса. Об этом чуде сказано в К ур`ане, поэтому нужно в него верить.
Все мусульманские ученые единогласно подтверждают то, что это путешествие было совершено телом и душой наяву, а не во сне. Также мусульманские ученые единогласно сказали: “Кто не верит в Аль-Исра`, тот опровергает К
ур’ан, а кто опровергает К
ур’ан, тот отступает от веры
”.
Передал имам Аль-Байhакый от Шаддада ибн Ауса, что Пророка, мир Ему, спросили: “О, Посланник Аллаhа! Расскажи нам как Ты совершил ночное путешествие”.
Пророк Мух
аммад, мир Ему, рассказал про это так: “Я выполнил вместе со своими сподвижниками ночной Намаз в Мекке, на который пришел Архангел Джибриль, мир Ему. С ним было животное, которое отличалось от всех животных кем-либо описанных ранее. Оно было меньше мула, но выше осла. Архангел сказал: “Садись на него”. Мы сели на него и полетели. Животное отталкивалось от земли и пролетало большое расстояние до следующего прикосновения с землей. Скоро мы достигли места, где растут пальмы. Там Архангел Джибриль, мир Ему, сказал: “Выполни Намаз”. Я выполнил Намаз, и мы полетели дальше. После этого Ангел Джибриль спросил: “Знаешь ли Ты, где выполнил Намаз?; Я ответил: “Аллаh знает”. Тогда Архангел Джибриль, мир Ему, сказал: “Ты выполнил Намаз в городе Таиба (прежнее название города Медина)”. И мы продолжили путь. Через какое-то время мы снова приземлились, и опять я выполнил Намаз, и после этого Архангел, мир Ему, спросил: «Знаешь ли Ты где выполнил Намаз? Ты выполнил Намаз на горе «Тур Сина», именно в том месте, где Аллаh даровал Пророку Мусе (Моисею) слышать Речь Аллаhа».
Речь Аллаhа не подобна речи созданных, Она не состоит из букв, звуков или остановок.
Потом мы полетели дальше, преодолевая огромные расстояния и прибыли в такую местность, где нам были показаны большие дворцы. Там Архангел Джибриль, мир Ему, снова попросил меня выполнить Намаз, и затем сказал, что я выполнил Намаз в городе под названием «Бейт Ляхм», это город, где родился Пророк ‘Иса (Иисус), мир Ему.
Затем мы отправились дальше, пока не достигли города Аль-Кудс (ныне Иерусалим). Мы вошли в город через южные ворота, и пошли в направлении мечети (Аль-Акса). Возле нее, я привязал животное и зашел внутрь, где многократно выполнял Намаз по Воле Аллаhа”.
КАКИЕ ЧУДЕСА УВИДЕЛ ПРОРОК МУХ
АММАД, МИР ЕМУ,
ПРИ ПУТЕШЕСТВИИ (АЛЬ-ИСРА`)
1) В пути к городу Иерусалиму, Он увидел Ад-дунья (жизнь на этом свете) в образе глубоко пожилого человека.
2) иблиса, одиноко стоявшего на дороге, зовущего и пытающегося повлиять на Пророка, мир Ему. Раньше иблис был верующим джинном, но затем отступил от веры. Также он жил среди Ангелов, но никогда не был Ангелом.
3) Пророк, мир Ему, увидел могилу горничной дочери Фараона. Он чувствовал приятный запах, исходящей из ее могилы.
4) Он увидел людей, сеющих семена в один день и собирающими урожай уже на следующий день. Ангел Джибриль, мир Ему, сказал Пророку, что это – Аль-муджяhидуна фи сабилилляh – воины, защищающие Веру.
5) Он увидел людей, рты и губы которых разрезаются огненными ножницами. Ангел Джибриль, мир Ему, сказал Пророку, что эти люди – хутаба-уль-фитна – те кто проповедуют зло и обман, призывают к заблуждению, обману и предательству.
6) Пророк, мир Ему, увидел большого теленка, который выходит из очень узкой дырки, затем пытается вернуться обратно, но этого сделать не может. Ангел Джибриль сказал Пророку, мир Им, что это люди, которые злословят, принося вред людям, и потом не могут вернуть свои слова обратно.
7) Он увидел людей, которые ходят как потерянные. У них были прикрыты лишь пах и ягодицы, а остальная часть тела обнажена. Архангел Джибриль, мир Ему, сказал, что это люди, отказывавшиеся от выдачи Закята.
8) Он увидел людей, головы которых разламывались и опять собирались в целое. Это были люди, которые не выполняли Намаз.
9) Он увидел людей, которые бегали за тем, чтобы достать испорченное мясо, падаль. Архангел Джибриль, мир Ему, сказал, что это люди, которые оставляют «х
аляль» и бегают за «х
арамом», которое затем едят, эти люди были прелюбодеями.
10) Он увидел людей, которые пили гной и отвратительные жидкости. Архангел Джибриль, мир Ему, сказал, что они наказаны таким образом за то, что они употребляли спиртные напитки.
11) Он увидел людей с медными ногтями, которые расцарапывали себе грудь и лица. Архангел Джибриль, мир Ему, объяснил, что это люди, которые злословили.
Необыкновенное ночное путешествие Пророка Мух
аммада, мир Ему, это великое чудо. В то время, будучи в мечети Аль-Акса в Иерусалиме, Пророк Мух
аммад, мир Ему, выполнял Намаз во главе огромного коллектива, состоящего из Пророков. Аллаh Всемогущий даровал такое благо Пророку Мух
аммаду, что для Него чудесным образом были собраны Пророки и Посланники!
АЛЬ-МИ‘РАДЖ – ВОЗНЕСЕНИЕ НА НЕБЕСА
Об этом сказано в словах пророка Мух
аммада, мир Ему, и в К
ур`ане.
Пророк Мух
аммад, мир Ему, сказал об Аль-Исра` и Аль-Ми‘радж: «Мы выполнили Намаз и после этого вознеслись на первое небо. У ворот нас остановили и спросили: “Кто вы?” Ангел Джибриль ответил, что Он и Мух
аммад. Страж спросил: “Получил ли Он разрешение для Вознесения?”.
“Да”, – ответил Ангел Джибриль, мир Ему. Тогда открылись ворота, и мы увидели там Пророка Адама, мир Ему, который поприветствовал нас.
Затем мы вознеслись на второе небо. Там встретили Пророков ‘Ису ибн Марьям и Яхью ибн Закарья, мир Им. Они поприветствовали нас.
Затем мы вознеслись на третье небо, где увидели Пророка Юсуфа, мир Ему, которому Аллаh даровал особую красоту. Он тоже поприветствовал нас.
На четвертом небе мы увидели Пророка Идриса, мир Ему, который тоже приветствовал нас.
На пятом небе мы увидели Пророка hаруна, мир Ему, который поприветствовал нас.
На шестом небе мы увидели Пророка Мусу, мир Ему, который также поприветствовал нас.
На седьмом небе мы увидели Пророка Ибраhима, мир Ему, прислонившегося спиной к зданию Аль-бейт Аль-ма‘мур. В это здание каждый день входят семьдесят тысяч Ангелов, молятся там, затем выходят и не возвращаются обратно. Потом я пошел дальше и увидел большое дерево под названием «Сидрат аль-Мунтаhа», листья которого, как уши слона, и плоды которого, как большие кувшины. И никто не может описать его красоту.
Там я получил откровение, и Аллаh повелел мне и всем мусульманам выполнять пятьдесят Намазов в сутки. Затем я сошел на шестое небо к Пророку Мусе, мир Ему, который спросил меня: «Что Аллаh повелел выполнять Твоей общине»? Я сказал, что приказано выполнять пятьдесят Намазов в сутки. Пророк Муса, мир Ему, посоветовал мне, чтобы я вернулся и попросил облегчения, так как народ не сможет выполнить пятьдесят Намазов в сутки.
Я вернулся на седьмое небо и там попросил Аллаhа уменьшить количество Намазов. Было дозволено снизить количество Намазов до сорока пяти. На шестом небе опять встретил меня Пророк Муса, мир Ему, и посоветовал попросить Аллаhа ещё уменьшить количество Намазов. Так я просил несколько раз, пока количество Намазов не дошло до пяти. Эти пять Намазов в сутки дают человеку, выполняющему их, вознаграждение как за пятьдесят Намазов. Затем я получил откровение о том, что человек, который собирается делать добро, получает одну благодать, а если он совершил доброе дело, то получает десять благодатей. Человек же, который намеревался сделать зло и начал его делать, получает один грех. Я спустился на шестое небо и вновь встретил Пророка Мусу, который опять посоветовал вернуться и попросить у Аллаhа облегчения, но я ответил: «Мне уже стыдно просить ещё облегчения»». Передал имам Муслим.
Дорогие единоверцы! Важно запомнить, что Аллаh – Создатель всего. Он был до того, как создал место, и существует без места. Нельзя думать, что Аллаh существует в каком-то месте или везде, или думать, что Он существует на небесах, или на престоле, или в пространстве, как воздух. Нельзя думать, что Он близко или далеко от нас по расстоянию. Тот, кто думает так – отступает от Ислама. Нельзя думать, что Аллаh существует в каком-то направлении. Кто имеет убеждение, что Пророк Мух
аммад, мир Ему, после Седьмого Неба дошел до того места, где якобы встретился с Аллаhом там, то этот человек немусульманин, неверующий, потому что Аллаh существует без места.
ЧТО ВИДЕЛ ПРОРОК МУХ
АММАД, мир Ему, ПРИ ВОЗНЕСЕНИИ? (Аль-Ми‘радж)
1) Он видел Ангела по имени Малик – хранителя ада. Этот Ангел не улыбнулся Пророку Мух
аммаду. Пророк Мух
амммад спросил у Ангела Джибриля, почему Ангел Малик не улыбнулся Ему, тогда как все остальные улыбались. Ангел Джибриль ответил, что Малик никогда не улыбался с начала Его создания, и если он мог улыбаться, то непременно улыбнулся бы Пророку Мух
аммаду, мир Ему.
2) Пророк Мух
аммад, мир Ему, увидел Аль-бейт Аль-ма‘мур – это священное величественное здание, находящееся на седьмом небе. Оно предназначено для жителей небес, подобно Кя‘бе на земле.
3) Сидрат аль-мунтаhа – это громадное дерево, оно так прекрасно, что невозможно описать его красоту. Оно покрыто мотыльками из золота. Корень этого дерева на шестом небе, а ствол его на седьмом. Пророк Мух
аммад, мир Ему, увидел это дерево на седьмом небе.
4) Аль-джанна – Рай, Дом мира и благоденствия. Он находится над седьмым небом.
5) Аль-‘Арш – это самое большой объект (твердое тело), созданный Аллаhом Всевышним. Это потолок Рая.
6) Пророк Мух
аммад, мир Ему, дошел до такого места, где слышал, как Ангелы переписывают с доски Аль-Ляух
аль-Мах
фуз.
7) Пророк Мухаммад, мир Ему, слышал речь Аллаhа. Речь Аллаhа вечна и ни на что не похожа. Аллаh говорит без голоса, без звука, без языка, без остановки и перерыва, без органов.
8) Пророк Мух
аммад, мир Ему, видел Аллаhа сердцем. Во время Аль-Ми‘радж, Аллаh снял преграду с сердца Пророка, мир Ему, и Пророк Мух
аммад, мир Ему, видел Аллаhа сердцем.
Важно ценить и сохранять самое великое благо, дарованное нам Богом – Веру. Вера должна быть без сомнений и искажений. Поэтому тот, кто думал, что Аллаh существует в каком-то месте, или, что Пророк Мух
аммад, мир Ему, приблизился к Аллаhу по расстоянию, обязан вернуться к Исламу, произнеся Исламские Свидетельства.
Пусть Аллаh Всемогущий спасет нас от неверия и грехов.
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Который Создал всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал прямой путь. Хвала Всевышнему, Который разъяснил Своим рабам истинную дорогу и предостерёг их от путей заблуждения.
Благословение и мир пророку милости и прямого пути, указавшему своей умме (общине) дорогу к истине и довольству Всевышнего, который предостерёг верующих от следования шайтану (сатане) и страстям.
Наступил месяц Раджаб. Многие мусульмане начинают с интересом смотреть в мусульманские календари, ища там знаменательные события, случившиеся в этот месяц, для того чтобы выделить некоторые дни, связанные с этими событиями, проводя их в особых видах поклонения. Однако при этом не все задумываются об основе этих знаменательных дней, и можно ли их каким-то образом выделять, и что об этом говорят мусульманские учёные.
Среди прочих знаменательных событий месяца Раджаб, в календарях упоминается ночь Исра’ и Ми’радж (перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и вознесения на небеса).
Что же говорится об этом в Священном Коране и в Пречистой Сунне?
В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он - Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Иср а’», 1).
Что касается Пречистой Сунны, то сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о ночном путешествии следующее: «Когда я лежал в аль-Хатиме (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).
«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».
«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.
Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джибрил сказал: “Это - твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”
Затем Джибрил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джибрил сказал: “Это - Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джибрил сказал: “Это - Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джибрил сказал: “Это - Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джибрил сказал: “Это - Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”
Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джибрил сказал: “Это - Муса, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”
А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” - и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джибрил сказал: “Это - твой отец, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”
А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара , а его листья - слоновьим ушам. Джибрил сказал: “Это - лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две - видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джибрил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это - Нил и Евфрат”.
А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.
Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джибрил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.
После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно - пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”
Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.
Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”». (Аль-Бухари, (3887)).
Пояснения к хадису.
Из вышеприведённого аята и хадиса становится ясным, что событие ночного перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это!
Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: «Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры, от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): “Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Не верят в это только безбожники и еретики”».
Когда произошло событие «Аль-Исра’ уа аль-ми’радж»?
Вопрос датировки и времени этого события остаётся предметом разногласий среди учёных.
По поводу датировки этого события существует большое разногласие. Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл множество мнений, сказав: «Существует разногласие по поводу времени аль-ми’радж (вознесения на небеса). Некоторые сказали, что это произошло до начала пророческой миссии… Большинство же учёных сказали, что это событие произошло после начала пророческой миссии. Затем представители этого мнения разошлись между собой:
1.Некоторые сказали, что это было за год до переселения в Медину. Упомянули это мнение Ибн Са’ад и другие. Ан-Навави также высказал это мнение («Аль-минхадж», (2/208)). Ибн Хазм, преувеличив, сказал, что существует единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе. Однако его слова не принимаются, т.к. существует огромное разногласие. Этот вопрос имеет более десяти мнений. Вот некоторые из них:
2. Ибн Аль-Джаузи привёл, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) был за восемь месяцев до переселения в Медину.
3. Абу ар-Раби’ ибн Салим сказал, что это случилось за шесть месяцев до переселения…
4. Ибн Хазм привёл мнение, что это было в месяц Раджаб в двенадцатом году после начала пророческой миссии.
5. Ибрахим Аль-Харби утверждал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл в месяц раби’ аль-ахыр за год до переселения. Ибн Аль-Мунаййир назвал это мнение предпочтительным в книге «Шарх ас-сира» Ибн Абдуль-Барра.
6. Ибн Абдуль-Барр утверждал, что это произошло за год и два месяца до переселения.
7. Ибн Фарис сказал, что это было за год и три месяца до переселения.
8. Ас-Садди сказал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл за год и пять месяцев до переселения, привели его мнение Ат-Табари и Аль-Байхакый. В соответствии с этим мнением, событие произошло в месяц шаваль или в рамадане, если рамадан и раби’ аль-ауаль были по тридцать дней. Аль-Уакыдий также утверждал это мнение…».
Учёные, помимо Ибн Хаджара (да одарит его Аллах Своей милостью), приводят ещё другие мнения, и это указывает на то, что точная дата данного события неизвестна. Поэтому утверждение о том, что событие ночного перенесения и вознесения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб, является неточным и неверным.
Полезные выводы, которые можно извлечь из истории о ночном перенесении и вознесении пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса.
Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса несёт в себе огромное количество полезных знаний и уроков, о которых упомянули многие учёные. Приведём некоторые из них:
1. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было одним из чудес посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), доказывающих его пророческую миссию.
2. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было наяву как душой, так и телом. Это подтверждают:
во-первых , тексты Корана и Сунны очевидно указывают на данное обстоятельство;
во-вторых , пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел верхом на животное «Аль-Бурак» и переселился верхом на нём, и если бы переселение было бы только душой, то он не нуждался бы в верховом животном;
в-третьих , Всевышний Аллах назвал пророка рабом в аяте: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…». Он не сказал: «перенес душу Своего раба». Как известно, слово «раб» включает в себя и тело, и душу;
в-четвёртых , если это событие было бы всего лишь сном, то язычники-курайшиты не стали бы так упорно опровергать произошедшее;
в-пятых , Всевышний Аллах – Могуч, и Он может переселить Своего раба телом и душой, и это не составляет для Него никакого труда. «Господь твой - Всемогущий».
3. Раскрытие груди пророка (мир ему и благословение Аллаха) было подготовкой для него перед важным событием.
4. Встреча пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с другими пророками при вознесении на небеса, упомянутая в этом хадисе явно указывает на то, что Ислам является религией всех пророков, и что их вероубеждение одинаковое, несмотря на некоторые различия в вопросах поклонения.
5. Хадис указывает на то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из всех пророков, так как он был руководителем в намазе с остальными пророками (мир им всем и благословение Аллаха), а также достиг в своём вознесении той степени, которой никто ещё из посланников не достигал.
6. Ислам является религией фитры (врожденного естества) каждого человека.
7. Хадис учит этикету испрашивания разрешения при входе куда-либо.
8. Этот хадис указывает на то, что Адам (мир ему) был пророком, так как он находился вместе с другими пророками на небесах во время вознесения Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
9. Наилучшей и наивысшей степенью веры является рабская преданность Всевышнему Аллаху, так как Господь назвал своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом в самых достойных случаях. Так, говоря о перенесении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ночью, Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба». В деле призыва Всевышний также назвал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему».
10. Как уже было сказано выше, учёные разошлись во мнениях по поводу даты перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса. Имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пять известных мнений. Ас-Суйютый (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пятнадцать мнений.
11. Из предыдущего пункта можно сделать следующий вывод: человеку нельзя выделять ночь вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) («ночь Ми’радж») среди прочих ночей для совершения молитв, а также запрещается выделять этот день среди прочих дней для поста, ведь если бы в Шариате были указания на выделение дня и ночи Ми’радж, то не было бы такого большого разногласия. Как может быть предписано поклонение в ночь, о дате которой нет совершенно никакого довода в Шариате? Более того, разногласие представляет собой неутверждённые мнения, ведь определение этого дня и ночи является весьма трудным делом. Ибн Раджаб (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Что касается перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, то некоторые сказали, что это произошло в месяц Раджаб. Однако некоторые учёные назвали это мнение слабым» .
При этом пусть не возникает проблем по поводу ночи предопределения «ляйлят аль-кадар», которая также не имеет точной даты. Доподлинно известно, что она бывает в последние десять ночей Рамадана, как на это указывают достоверные хадисы. Что же касается ночи, когда произошло перенесение и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха), то по поводу её датировки нет достоверной информации. С точностью можно лишь утверждать, что она была в одну из ночей года!!! Поэтому, как можно выделять её среди прочих ночей?!
Кроме того, следует различать между вопросом совершения поклонения (ночной намаз, пост) и выделением определённого времени или места для его совершения. А именно, если пост одного из тех, кто обычно соблюдает пост, например, по понедельникам и четвергам, совпадёт с днём ми’радж (в соответствии с датой, которую упоминают в календарях), то он может поститься, так как он соблюдает пост понедельника, а не из-за того, что он выделил этот день по причине того, что он является днём ми’радж. То же самое можно сказать в отношении ночных молитв.
Проблемой в этом вопросе является именно выделение дня или ночи для совершения того или иного поклонения. Доказательством такому различию между самим поклонением и выделением дня для этого поклонения является хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте ночь на пятницу для ночных молитв среди прочих ночей и не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) совпадёт с постом одного из вас». < В этом хадисе чётко и ясно видно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещает совершать ночные намазы и пост, а запрещает выделять какой-то определённый день для выполнения поклонения, по поводу которого нет доказательства из Шариата.
Поэтому мы не запрещаем поститься днём или молиться ночью, а запрещаем выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб для этого.
Кроме того, возникает вопрос: выделял и праздновал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники эту ночь? Если в ответ скажут: «Да», – то надо сказать: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”». Если же в ответ они скажут: «Нет», – то мы говорим им: «Лучший путь – путь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» .
12. Хадисы про вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются одним из сотни доказательств, указывающих на то, что Всевышний Аллах возвышается над своими созданиями, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёсся на небеса вверх.
13. Событие, связанное с перенесением из Мекки в Иерусалим и вознесением пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, было своего рода утешением для него после всего того, что он пережил от язычников с момента начала пророческой миссии.
14. Особая значимость и важность намаза (ежедневной пятикратной молитвы) в религии Ислам, ведь Всевышний Аллах предписал его пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине без посредничества кого-либо.
15. В вышеприведённом хадисе ясно говорится о том, что больше всех войдут в Рай представители общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Об этом нам поведал Муса (мир ему и благословение Аллаха), объяснив Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) причину своего плача: “Я плачу потому, что после меня был послан к людям молодой человек, и в рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”
16. Этот хадис указывает на то, что Всевышний Аллах говорил с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), так же, как и говорил с Мусой (мир ему и благословение Аллаха).
17. В этом хадисе говорится о величие милости Всевышнего Аллаха в отношении нас, предписав пятикратную молитву вместо пятидесяти, желая для нас облегчения. Господь сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым».
18. Истинные верующие должны верить во всё то, о чём сообщил Всевышний Аллах в Священном Коране и Его посланник в достоверной Сунне. Примером для нас в этом должен быть Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), получивший прозвище «Правдивейший», который не сомневался в том, о чём говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда курайшиты сообщили ему о случае с перенесением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, он уверено сказал им: «Если он действительно рассказал об этом, то он правдив в этом» .
19. В комментарии к книге «Аль-акыда ат-Тахауийя» Ибн Абу аль-‘Изз (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул мудрость перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим для его дальнейшего вознесения на небеса, сказав: «Если же скажут: «В чем мудрость того, что сначала Пророк был перенесен в Иерусалим?» – то мы ответим: это было подтверждением заявления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о своем ночном вознесении, и поэтому, когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, он описал его (хадис об этом передают аль-Бухари (№ 3886 и 4710) и Муслим (№ 170) со слов Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его». Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже сообщил об их караване, который повстречал в дороге («аль-Муснад» Ахмада (т. 1. стр. 374), а также тафсир Ибн Касира (т. 3, стр. 15)). Если бы Пророк был вознесен на небеса из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим, поэтому он был вознесен из Иерусалима, так как курайшиты видели этот город. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».
Таким образом, из всего вышесказанного мы можем увидеть, что событие «Аль-исра’ уа аль-ми’радж» (перенесение ночью из Мекки в Иерусалим и вознесение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на небеса) действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это, извлекая пользы и уроки из этой истории. Также становится ясным, что дата этого события неизвестна, вследствие чего нам нельзя выделять ее среди прочих дней года. Кроме того, мы не имеем права выделять какую-либо ночь или день определёнными видами поклонения или торжествами, если на это нет доказательств из Шариата.
К сожалению, многие мусульмане продолжают выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб и праздновать его определённым образом, поэтому в следующей статье, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о религиозном статусе этого дня и ночи, приведём высказывания учёных по поводу данной темы.
Вахитов М.
Для сайта «Почему Ислам?»
- Хаджар – название местечка недалеко от Медины.
- Тафсир Аль-Кур’ан аль-‘Азыйм, Ибн Касир, 8/434-435.
- «Фатх аль-Барий», 8/627.
- Сура «Аль-Фуркан», 54.
- Сура «Аль-Исра’а», 1.
- Сура «Аль-Джинн», 19.
- «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан», Аль-Куртуби, 10/210.
- «Аль-айят аль-кубра фи шарх кыссат аль-исра’а», стр. 60-62.
- «Лятаиф аль-ма’ариф», 1/101.
- Муслим, 1144-(148).
- Сура «Аль-Бакара», 111.
- Привёл Аль-Бухари, 6098.
- Сура «Ан-Ниса», 28.
- «Шарх аль-акыда ат-тахауийя», Ибн Абу аль-‘Изз, 1/344.