Люди передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя. "Нет инвалидов, а есть люди, передвигающиеся другим способом": Как марафон на инвалидных колясках помогает людям с ограниченными возможностями поверить в себя. Основные положения ПДД касающиеся вел
Дмитрий-214
Конкретная ситуация. Товарища привлекли к адм. ответственности за то, что он якобы двигался по проезжей части. Фото прилагается. Он двигался справа, где стоят автомобили, в нашу (фото) сторону по парковке. Хотя знак 6.4 там сегодня отсутствует но раньше он там был. Так как на дворе зима и снега не мало, он обходил автомобили. И был признан виновным. Он не признал вины, в результате был составлен протокол. Теперь предстоит доказывать его невиновность. Каково Ваше мнение по этому факту?
Дмитрий-214
Еще хочу добавить, что пешеходных переходов на противоположную сторону нет. За автомобилями и растительностью не видно здания, из которого вышел пешеход. И ему необходимо было после перекрестка повернуть налево (по ходу его движения). Поэтому переходить на тротуар ему было незачем.
Дмитрий , первый раз слышу, что пешехода оштрафовали в подобной ситуации.
В данном случае единственная возможность перейти на другую сторону дороги (где тротуар) - это дойти до пешеходного перехода. Пусть Ваш товарищ укажет, что он не мог перейти проезжую часть, т.к. в зоне видимости был пешеходный переход (пункт 4.3) ПДД и он шел по направлению к нему:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам , в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Поэтому он шел в соответствии с требованиями пункта 4.1 ПДД:
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств . Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Прошу написать о результатах данного дела.
Дмитрий-214
метрах в 70 от этого перекрестка с левой стороны есть выезд с прилегающей территории. его не видно на фото. Сотрудники ему пояснили, что он обязан был перейти дорогу на этом (по их мнению) перекрестке. На фото красным - маршрут товарища, синим - предложенный сотрудниками ДПС маршрут. О результатах обязательно отпишусь.
Дмитрий-214
Сегодня начальник отдела ГИБДД оставил постановление в силе.
Дмитрий , попробуйте обжаловать штраф в суде.
Дмитрий-214
К моему сожалению мой товарищ решил этого не делать. Его мнение основано на том, что начальник ГИБДД и судья, который в основном рассматривает подобные дела, друзья. Уже масса примеров, когда этот судья принимает решения и оставляет в силе постановления. Даже не помогает обжалование в обл. суд. Выше люди не готовы идти к сожалению из-за штрафа 500 - 1500 руб.
А как должен пешеход двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, по какой стороне идти, чтобы не мешать друг другу?
Галина , правила не регламентируют, как должны расходиться пешеходы между собой. Т.е. двигаться можно как угодно.
Здравый смысл подсказывает, что нужно идти ближе к правому краю дорожки (так же как и в случае автомобилей).
Удачи на дорогах!
Дмитрий-79
А если я водитель и меня остановил сотрудник ГИБДД вне населённого пункта, то при выходе из авто я становлюсь пешеходом и обязан нацепит светоотражающий элемент?
А зачем выходить?
Дмитрий , все верно. Нужно использовать светоотражатели в темное время суток вне населенных пунктов.
Удачи на дорогах!
я живу в пригороде, в частном секторе. Дороги у нас шириной одной полосы, но с движением в обе стороны. Каждый второй жиьель был оштрафован за нарушение ППД(за движение не по той стороне дороги) На центральных улицах практически нет обочин и во многих местах просто нет возможности идти по обочине особенно в зимнее время года, а от тротуара остались одни воспоминания т.к. дороги советских времен. Как поступать если к тебе в очередной раз подъезжает машина ГБДД что бы оштрафовать?
Галина , а почему Вы не хотите ходить на встречу транспортным средствам (по левой стороне)?
Если к Вам подъезжает машина, то сразу же признайтесь в правонарушении и раскайтесь в содеянном. Это будет и сотрудники ГИБДД смогут наложит предупреждение вместо штрафа.
Удачи на дорогах!
Сергей-455
Добрый день.
Сегодня мой друг получил штраф за пересечение дороги в неположенном месте при наличии рядом пешеходного перехода.
Это площадь, с памятником в центре. Вокруг памятника круговое движение. Мой друг переходил дорогу от парковки внизу снимка (пустая) к самому памятнику.
Лично я вижу полное отсутствие пешеходных переходов и считаю что убедившись в том что не создается помеха движению, переход возможен. (На фото, площадь перекрыта для мероприятия и там куча людей. Прошу не обращать внимание.)
Сергей , здравствуйте.
В требуемом направлении в настоящее время есть пешеходные переходы?
В любом случае, если Вы не согласны, то попробуйте оспорить штраф.
Здравствуйте!По работе надо было сфотографировать объект(здание),фото с дальнего расстояния,пришлось перейти дорогу,на той стороне нет тротурара а высокая трава,пока топталась на краю дороги и делала фото,подъехал патруль ГБДД и предъявили обвинение,что я двигаюсь по проезжей части при наличии тротуара,которого нет там где я стою,но есть через дорогу,но там мне не сфотографировать объект в полный размер!Выписали штраф 500 рублей!Я подписала,что не согласна с обвинениями!Как можно обжаловать?И есть ли смысл?Спасибо!
Алена , здравствуйте.
Насколько я понимаю, при выборе места для фотографии Вы двигались по проезжей части. Однако пункт 4.1 ПДД требует, чтобы в первую очередь пешеходы пользовались тротуарами. Не знаю, чем можно обосновать Вашу невиновность в описанной ситуации.
Удачи на дорогах!
Евгений-182
Существует ли сейчас правило движения пешеходов по тратуару? Сейчас ходят как кому вздумается, а раньше ходили по правой стороне тратуара не создавая помех идущим на встречу и это контролировала милиция
Евгений-182,
я как то искал это в ПДД, либо плохо искал, либо действительно не указана сторона движения для пешеходов ни по тротуару, ни по п/переходу. К сожалению(
проходя на участке дороги где запрещено движение автотранспорту по какой стороне должен идти пешеход?
Виктор22 , цитирую определение дороги по п 1.2 ПДД: "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Если полоса земли не используется для движения ТС, то это не дорога. А "пешеход", кстати, - не пешеход.
А что, в населенном пункте, при отсутствии тротуаров, пешеходам нужно двигаться по какой-то конкретной стороне дороги???
Оказывается, да. Тоже был удивлён. Раньше это было только за городом, а теперь, оказывается, не только. Не уследил, когда ПДД изменились.
Виталий-100
Добрый день.
Живу в микрорайоне/поселке с грунтовыми дорогами. Дороги шириной в одну полосу, машины разъезжаются только напротив подъездов к воротам домов. Тротуаров нет в помине. По правилам должен двигаться по левой стороне проезжей части навстречу транспортным средствам!!! - как определить границу проезжей части на грунтовой дороге??? Что с правой стороны, что с левой - я иду навстречу ТС. Мой дом находится с правой стороны дороги по ходу движения от остановки. Переходить от остановки - на левую сторону - нарушаю ПДД!!! Не переходить и идти прямо по правой стороне - опять нарушаю ПДД!!! Я выбрал идти по правой стороне - и один дом не дойдя до своего был остановлен экипажем ДПС. Говорю - иду по обочине, а это что горох об стенку (выписали штраф).
Дома читаю еще раз ПДД - направление движения по обочине никак не прописано! Обочина на одном уровне с дорогой, но где на грунтовой дороге граница проезжей части и обочины или как её определить? Инспектора гнут в свою сторону - вы шли по проезжей части и всё тут. Написал жалобу в суд - рассмотрение затянулось и тянется до сих пор, всё откладывают. Какие доводы предъявлять судье? Ведь, исходя из мною описанного, переходить дорогу от остановки - нарушить ПДД, но потом мне снова переходить дорогу подходя к дому - опять нарушить ПДД, двигаться по правой стороне по обочине - снова в тупике: где обочина или проезжая часть на грунтовой дороге и как это установить???!!!
Виталий , здравствуйте.
1. По поводу обочины:
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обратите внимание, обочина либо должна иметь другое покрытие, либо должна быть обозначена разметкой. Вы пишите, что дорога грунтовая. Поэтому тип покрытия совпадает, а разметку на грунтовые дороги обычно не наносят. То есть на указанной дороге обочины нет.
2. По поводу ситуации в целом.
Почему Вы считаете, что переход дороги будет нарушением правил? Если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрестка, то Вы можете перейти дорогу и это не будет нарушением. .
Удачи на дорогах!
Можно утешить себя тем фактом, что 10 тысяч таких бездельников, которые получали нехилые зарплаты, уволены. Пусть попробуют найти себе работу на гражданке! А не сидеть на бюджете!!!
Добрый день. Я вышла на проезжую часть дороги,потому что пройти по тротуару было невозможно из-за оледенения и наклонного рельефа местности,так как я шла вдоль движения транспорта,решила перейти дорогу,чтобы двигаться навстречу движению,но меня остановили по причине пересечения дороги в зоне видимости пешеходного перехода и выписали штраф.
Надежда-61
Здравствуйте!
"Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств."
А "Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы..." и "...везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства." по какой стороне должны передвигаться?
Надежда , здравствуйте.
Пункт 4.1 говорит о том, что попутно с транспортными средствами должны двигаться только "лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед". Прочие пешеходы должны двигаться навстречу автомобилям.
Удачи на дорогах!
Наталья-177
Здравствуйте. У нас в деревне отменили одну школьную остановку и нашим детям теперь приходиться ходить около километра вдоль проезжей части. Ни тротуаров ни пешеходной зоны у нас нет. Получается, что детей обязали ходить так далеко. Возник вопрос со скольки лет ребенок может самостоятельно передвигаться вдоль проезжей части дороги.? Сопровождение не всегда возможно. Освящения почти нет. Дети возрастом от 6 лет первоклашки.
И делаем вывод, что тротуар - или непосредственно у проезжей части, или отделён ГАЗОНОМ.
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения 2019-2018 России(РФ).
А вот между обочиной и проезжей частью вообще ничего нет.
Отсюда вывод - не может.
KatyaSs , в описанной ситуации элемент, предназначенный для движения пешеходов, тротуаром не является, т.к. между тротуаром и проезжей частью не может быть обочины. Это ответ с точки зрения ПДД.
В жизни люди понимают под тротуаром любую асфальтированную полосу, которая идет параллельно проезжей части. Однако не каждая такая полоса является тротуаром с точки зрения ПДД.
Не точность. "водитель обязан уступить дорогу" - п 13.1 ПДД. Значение термина "Уступить дорогу" смотрим в п 1.2 ПДД.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
"Мопед" - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч . К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
"Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. ...
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
А теперь, внимание вопрос. Как водителю велосипеда или мопеда (скутеры менее 50 кубов - это те же мопеды) повернуть налево на большом перекрёстке (в предположении, что поворот налево включается как опция при движении прямо, т.е. часть машин едут прямо, а часть поворачивают налево или разворачиваются, движение по дороге минимум в две полосы), не нарушая правил дорожного движения ? Очевидный ответ такой, что спешиться, стать пешеходом, и перейти по нормальному пешеходному переходу, без разницы, зебра это или под/над-земный переход (ага, представил себе человека со скутером где-нибудь в переходе на Пушкинской площади:) Его ж на части разорвут)
Что скажете, камрады?
UPD, UPD2:
есть ещё пункт
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение...
Т.е. можно интерпритировать движение мопеда разрешённое по крайней правой полосе, по которой разрешено движение в указанном направлении , однако из правил всё равно не ясно, как не нарушая их на Ленинском проспекте выехать через две средних полосы для поворота налево на улицу Строителей.
Болельщики, любители, туристы, спортсмены находятся в предверии открытия профессионального велосипедного сезона. Долгими зимними вечерами, пересматривая видеозаписи велогонок, перечитывая полюбившиеся публикации, листая книги и журналы велосипедной тематики, многие с тоской в глазах обращали свой взор на пылящийся в углу комнаты... велосипед. Необычайно холодной, снежной, а местами дождливой, выдалась зима. Но уже совсем скоро достанут с антресолей велоформу, шлемы и очки любители прокатиться с ветерком на двухколесном друге.
И покатят они по узким проселочным дорогам, вдали от городской суеты, от смога и представителей ГИББД, наслаждаясь свободой движения, чистотой воздуха, видами просыпающейся природы. Однако в порыве испытываемого удовольствия, нагружая застоявшиеся мыщцы, не стоит забывать о самом главном, о том, что продлит вашу радость на долгие-долгие годы - о правилах дорожного движения. Не секрет, что велосипедисты часто гибнут под колесами автомобиля. Велосипедист, в отличие от мотоциклиста, практически не защищен. Давайте напомним друг друго об официальных и не официальных правилах дорожного движения.
Главное правило!!! Как велосипед не может ехать без колес, так велосипедист не может ехать без шлема. Помните, что шлем предохранит вашу голову от серьезных повреждений при падении.
Далее мы приводим Правила Дорожного Движения для велосипедистов Российской Федерации (редакция от 10.05.2010, вступила в силу с 20 ноября 2010 года ), но в других странах мира эти правила мало чем отличаются, однако в комментариях Вы можете указать на различия ППД в ваших странах).
Основные положения ПДД касающиеся велосипедистов:
1. Общие положения
1.2.
«Велосипед»
— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда.
Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится.
В частности, это означает, что водитель велосипеда обязан:
2.3.1.
2.3.2. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами;
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
* сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
2.7. Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
* пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
* употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
* пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
24. Дополнительные требования к движению велосипедов...
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.
Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2 ).
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
При этом в Правилах оговаривается только одно отличие велосипедиста от пешехода:
4. Обязанности пешеходов
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
* При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
* При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
* При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Технические требования
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток
19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
* на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
Движение/Запреты
24.3 . Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
* ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
* перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
* перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
* двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
* поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
16. Движение по автомагистралям
16.1. На автомагистралях запрещается:
* движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
24.2. Велосипеды, мопеды (...) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
* Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено, но на практике к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно:
9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
3.2. Движение запрещено. Запрещается движение всех транспортных средств.
3.3 Движение механических транспортных средств запрещено.
3.28 Стоянка запрещена. Запрещается стоянка транспортных средств.
3.29 Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.
3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца. При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 время перестановки транспортных средств с одной стороны на другую - с 19 до 21 часа.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Пешеход
- лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Инвалид - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 7.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.
Безбарьерный частокол
Часто ли вы видите на столичных улицах людей в инвалидных колясках или слепых с тростями без провожатых? Вряд ли. Однако это вовсе не означает, что таковых у нас нет. В Киеве 140 тысяч инвалидов, но они просто не имеют возможности свободно передвигаться по городу. То, что делают власти, дабы превратить столицу Украины в комфортный для таких людей европейский город, ничтожно мало. Да и многое из того, что сделано, инвалиды называют сущим кошмаром.
Сколько в мире инвалидов? По приблизительным оценкам ООН, их насчитывается около 700 миллионов. Статистика затруднена, поскольку в разных странах по-разному оценивают количество граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно выводам Всемирного банка, инвалиды - в числе представителей беднейших слоев населения, их доля - 20 процентов. Окружающие, в основном, относятся к людям, имеющим инвалидность, чисто с медицинской точки зрения. То есть, с позиции «медицинской модели», инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается такая ситуация, при которой инвалид воспринимается как постоянно больной человек, не соответствующий определенному стандарту, позволяющему работать, обучаться, посещая обычные учреждения. Формируется мнение, что такой человек является обузой обществу, как бы его иждивенцем. Сами же инвалиды предпочитают рассматривать инвалидность как аспект социальный.
Сравнивая эти две «модели восприятия» инвалидности, давайте представим молодого человека, ученика или студента, которому нужно посетить книжный магазин или позаниматься в общественной библиотеке.
Если посмотреть на эту проблему как на «социальную модель», то препятствием окажутся ступеньки. Просто при проектировании и строительстве большинства зданий не учитывались потребности инвалидов, их запросы. Именно из-за этих причин человек не сможет написать доклад, реферат, подготовится к контрольной, а значит не сдаст «зачет», не получит положительную оценку и, как результат, - знаний. Именно коляска заставляет человека чувствовать себя инвалидом, а отношение общества к нему только подчеркивает и усугубляет это положение. Не физиологические особенности и отклонения, а физические барьеры окружающей среды, почти невозможность нормально работать, получать знания, образование, пользоваться общественным транспортом заставляют человека чувствовать себя инвалидом. Да и отношение окружающих не дает забыть об этом.
Бесспорно, люди, имеющие инвалидность, нуждаются в медицинской помощи. Пусть даже в большей степени, нежели другие. Но все-таки, с точки зрения «социальной модели», инвалидность - это вопрос прав человека, возможности их реализовывать.
Любое гуманное общество/государство не может оставаться в стороне от решения проблем, связанных с жизнедеятельностью инвалидов. А это предполагает улучшение аспектов здравоохранения, образования, борьба с нищетой, преступностью и наркоманией, охрана окружающей среды - не только природной, но и социальной.
А между тем, с одной из проблем инвалидов мы сталкиваемся ежедневно. Пандусы, коих на городских улицах немало, теоретически должны облегчать жизнь колясочникам. Однако на деле, подобные конструкции ничего, кроме вреда не приносят. Пандусы, устраиваемые в домах сами по себе неудобны - скользкие, без поручней. Перелом костей здесь - это лучшее, что может случиться. В подземных переходах очень большой наклон пандуса, часто отсутствуют заезд и перила, на многих спусках полным ходом идет стихийная торговля, лежат горы мусора. К тому же, съехав по такому пандусу, инвалид тут же сталкивается с препятствиями в виде бордюров, так что впору расшибиться в лепешку. Ужасны и разрекламированные колясочные съезды на станциях метро, обустройство которых обошлось Киеву в 80 тыс. грн. "Тренажеры для самоубийц" - настолько они крутые. У жилых домов, например, пандусы и вовсе "ступенчатые". Иными словами, их попросту нет! За исключение, конечно, новостроек.
Посему многие из людей, прикованных к инвалидному креслу, не в состоянии даже самостоятельно выйти из дома и вынуждены годами пребывать в изоляции. А тем временем, в западных странах их коллеги по несчастью имеют возможность пользоваться практически всеми благами цивилизации.
«Сегодня инвалиды в полной изоляции. Нет ничего такого, за что можно похвалить власть, - считает глава общественной организации «Центр реабилитации инвалидов-спинальников "Возрождение АРС". - Единственное, что можно назвать положительным - это появление автобусов и троллейбусов с низким полом. Но, опять-таки, добраться до такого транспортного средства у инвалидов-колясочников практически нет возможности.
«Я живу на третьем этаже, а инвалидная коляска едва втискивается в малогабаритный лифт чуть ли не со скрипом. Преодолеть несколько ступенек на коляске без посторонней помощи просто нереально. А пандусов нет практически нигде", - поделилась впечатлениями женщина-инвалид.
Инвалиды по зрению тоже не могут передвигаться без посторонней помощи. Опасность подстерегает их на каждом шагу. В Киеве всего лишь шесть перекрестков, оборудованных устройствами звуковых сигналов (да и те не всегда исправны), подходы к станциям метро загружены торговыми павильонами, а платформы "подземки" без выступающих ограничительных линий могут стать платформами отправления на тот свет. Если городская программа "Безбарьерная среда", призванная улучшить условия доступа граждан с ограниченными возможностями к социальной и инженерно-транспортной инфраструктуре столицы, с большим скрипом выполняется для колясочников, то для слепых ее никто и не пытался реализовывать. А ведь пандус, который делается для инвалидов-спинальников, еще большая преграда для слепых (их в Киеве около 3 тыс. человек), нежели ступеньки. Для инвалидов по зрению в городе почти ничего не сделано. Одна из самых наболевших проблем для слепых - сесть в нужный транспорт, ведь номера маршрута они не видят. Руководство УТОСа предлагало городской власти ввести в действие специальные устройства на общественном транспорте, чтобы, подъезжая к остановке, автобус-троллейбус сообщал свой номер. Не менее необходимы также и звуковые маячки над входами в метро, магазин, аптеку, почту, дабы слепому было бы проще ориентироваться в пространстве.
Некоторые подвижки в отношении облегчения жизни незрячим есть разве что в киевском метрополитене. Так, инвалида по зрению 1-й группы может бесплатно сопровождать родственник или знакомый. Если же слепой едет один, его встречает контролер и проводит на эскалатор. Внизу же его усаживают в первый вагон, спрашивая, на какую станцию нужно. По прибытии его также выводят из "подземки". Правда, нельзя не отметить, что навстречу слепым в этом плане город пошел лишь после того, как несколько лет назад в метро погибли двое слепых: люди попадали между вагонами поезда, а не в двери.
Выходит, для решения проблем киевских инвалидов нужны жертвы?
Частенько приходится слышать высказывания такого типа: «В нашей стране инвалиды живут плохо, вот на Западе…». В европейских городах инвалидам жить удобнее: выше уровень жизни, легче передвигаться по улицам, делать покупки в магазинах. Во многих странах используются передовые технологии для профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов. Кроме того, внедряются специальные подъемники для инвалидов не только в жилых и общественных зданиях, но и в общественном транспорте. Это не удивительно: процесс интеграции инвалидов в общество на Западе начался на полвека раньше, чем в нашей стране.
Так, 60-е для США стали переломными в плане борьбы за гражданские права. Нет, люди с ограниченными возможностями здесь не помирали с голоду, не страдали от неоказания медицинской помощи. В плане жизненных благ они никогда не были обижены. Борьба кипела за возможность равного доступа ко всем благам цивилизации. Инвалиды Америки требовали Закона о правах инвалидов Америки.
И вот всего лишь 20 лет назад такой закон был принят. Закон о правах инвалидов, Americans with Disabilities Act, гарантировал инвалидам равенство при поступлении на работу, при пользовании общественным транспортом, при посещении публичных и коммерческих учреждений, а также телекоммуникациями. Во исполнение закона все государственные организации создали специальные телефонные линии для слабослышащих. Автобусы должны иметь специальные сидения, которые водитель может убрать, если на автобус садится инвалид в коляске. Для этого же автобусы оборудуются специальными подъемниками. Станции метро оснащаются лифтами. В большинстве государственных и общественных зданиях есть специальные пологие заезды, специально предназначенные для инвалидов-колясочников. Все коммерческие частные организации, которые посещают такие клиенты - банки, рестораны, отели, и магазины - обязаны иметь такие заезды. Исключением являются частные компании, которые, не имеют прямого контакта с покупателями.
Еще одним принципом государственной политики в отношении инвалидов является необходимость не наличия самих приспособлений, а способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычному человеку. Так, если у библиотеки есть второй этаж, то она не обязательно должна тратить деньги на лифт. Однако, если инвалид просит книгу, которая находится на втором этаже, библиотекари обязаны её принести. Если в ресторане есть, к примеру, три туалета, из которых один имеет специальные приспособления, делающие туалет доступным для инвалидов, то не обязательно оснащать все туалеты подобными приспособлениями. Достаточно повесить вывеску, которая указывает, каким туалетом комфортнее воспользоваться инвалиду.
Также были приняты особые законы, защищающие права глухих и слепых. В 1962 году Конгресс США принял специальный закон о создании библиотеки музыки для глухих. Сегодня библиотека, которая находится в Вашингтоне, имеет более 30 тыс. записей, записанных шрифтом Брайля. Доктора и суды должны нанимать переводчиков с языка жестов для глухих пациентов. Вывески снабжаются надписями, сделанными шрифтом Брайля, предназначенными для слепых и плохо видящих людей. Рестораны быстрого питания печатают шрифтом Брайля названия напитка на бумажных стаканчиках. Слепые люди могут заходить с собаками-поводырями в автобусы и продуктовые магазины, в которые остальным американцам строжайше запрещено заносить домашних животных.
Этот закон действительно работает. Если вы открыли прачечную, ресторан, школу и в нем хоть что-то недоступно инвалиду, закон об инвалидах Америки завтра же «закроет» такой бизнес. Если инвалид не нашел пандуса на тротуаре в пределах одного квартала, лифта или подъемника в пределах одного городского сооружения, туалета, куда можно заехать по делам на коляске, общественного транспорта, в который нельзя въехать - пощады не будет. Если в общественных помещениях нет специальной разметки надписей для незрячих, нет звукового счетчика этажей в лифтах - все кары небесные падут на тех, кто не обеспечил инвалидам равного доступа.
У нас же ещё лет 20 назад инвалиды были вообще «под запретом». Результат нынешней государственной политики - тот факт, что они «вышли из тени», и это уже большой шаг вперёд. Наибольшим достижением украинской власти стало подписание в прошлом году президентом Украины Конвенции ООН "О правах инвалидов". После чего в декабре месяце Верховная Рада ратифицировала этот документ. Особенностью этой конвенции является то, что в ней предусмотрен пункт об отчетности в ООН представителей власти страны-подписанта по результатам выполнения ее норм. Этот немаловажный факт заставил отечественных чиновников уделять больше внимания проблеме дискриминации по отношению к инвалидам. Правительством Украины было принято девять важных постановлений по выполнению пунктов данной конвенции. Ибо главное - привести ее нормы в действие, чтобы потом не было стыдно перед международной общественностью за невыполнение взятых на себя обязательств. Тем более, что в следующем году в Украине планируется проведение конференции Совета Европы по правам инвалидов, на которую съедутся представители более 30 стран-участниц.
Да, конечно, государство должно обеспечить лифты и пандусы учебным заведениям, дать ассистентов учителям и так далее. Однако если в обществе будет сохраняться прежняя отстранённость, деление общества на «мы» и «они», ситуация изменится ненамного. Люди с ограниченными возможностями уже давно не желают держать кепки, просящие милостыню. Они перестали быть «недействительной» частью общества. Милосердие, жалость, сострадание - все это хорошо до умиления. Но не это нужно человеку, которому живется нелегко. Он хочет от общества, чтобы ему были созданы условия, при которых его ограниченные возможности станут неограниченными. Украина только начинает задумываться над этими вопросами.